Новый способ выделки, доставки и обжига кирпича. Система Н.И. Игнатовича (1909 г.)
Новый способ выделки, доставки и обжига кирпича. Система Н.И. Игнатовича.
Воспроизводится по изданию:
Новый способ выделки, доставки и обжига кирпича. Система Н.И. Игнатовича. – СПб.: тип. училища глухонемых (М. Аленевой), 1909. – 8 с.
<…>
Привиллегии за №№ 10593; 12258 и 14801. Охранит. свидетельства за №№ 34173 и 39150.
Пресс.
Выделка кирпича сырца.
Глина через мундштук пресса выходит в виде ленты как из стоячих, так и лежачих прессов и направляется не в бок горизонтально, а прямо вниз, вертикально, на полочку, лежащую на подвижном столе. Когда-же идущая глина своим концом прикоснется к полочке, то прикрепленным к столу резаком резальщица отрезает кусок глины, высотой по размеру требуемого кирпича. Далее, резальщица ногою отжимает стол вниз и отрезанный кусок глины отделяется от идущей из мундштука глиняной ленты, а полочка тем временем по столу подвигается вперед и становится свободным концом под мундштук для заполнения новым сырцом кирпичом. Когда будет отрезан и второй кирпич, полочка с кирпичом толкается на следующий второй, тоже подвижной, стол, который находится под постоянно двигающимися канатами транспортера. Когда полочка остановится на столе, то та же резальщица, через посредство передачи, ногою отжимает 2-ой роличный стол вниз и полочка с двумя кирпичами (сырцами) остается на двигающихся канатах, которые и уносят ее в сушильный сарай, где полочку снимают и кладут на грядки сарая для сушки. Когда сырец высохнет, полочку с двумя сырцами снимают с грядок сарая и кладут опять на канаты, которые, в свою очередь, несут ее по середине печи, к тому месту последней, где садится сырец-кирпич в камере и через небольшие окна впускают в печь, по роликовому переносному столу. Освободившиеся затем полочки кладутся на обратно идущие канаты, которые и доставляют их к прессу для дальнейшей работы кирпича-сырца.
Преимущество пресса с выпуском кирпича вертикально вниз перед другими прессами заключается в том, что сырец можно получить не только из твердой или полусухой глины, но и из более мягкой, т. е. доведя ее до того состояния, что она будет немного суше, чем та, которой работают кирпич ручным способом. Благодаря такому преимуществу пресса для переработки глины потребуется на половину меньше затраты механической и рабочей силы, глина лучше перемешивается, кирпич получается пористый, хорошо берущий раствор и много легче против того же прессового кирпича из полусухих глин; кирпич имеет совершенно правильные все стороны, ребра и углы и потому вполне применим для облицовки зданий. Кроме того, этим прессом, переменив лишь мундштук, можно делать пустотелый и лекальный кирпич по любому рисунку.
Производительность пресса при двух мундштуках, в 10-ти часовой рабочий день, равна от 20 до 30 тысяч штук кирпича. Последний, при моем канатном транспортере, легко, без всякой задержки, относится от пресса.
Дешевизна производства кирпича моим прессом такова, что в этом отношении с ним не может конкурировать ни один пресс другой системы, так как, помимо нужного количества землекопов на подвозку глины к прессу (которое может изменяться от расстояния и разных, чисто местных, обстоятельств) требуется мало рабочих и, главное, дешевых, т. е. девушек, а именно: 1 девушка подает полочки — 60 коп., 2 девушки резальщицы, режут сырец кирпич — 1 р. 60 к., 1 девушка (резальщица) запасная — 80 коп., 5 девушек снимают кирпич с канатов и раскладывают их по грядкам сарая для сушки — 3 руб. и 1 девушка запасная — 60 коп., всего нужно на сырец: 60 коп.+1 р. 60 к.+80 к.+3 р.+60 к.=6 руб. 60 коп., т. е. при денной выработке 20.000 штук кирпича обходится тысяча в 33 коп., а 30.000 штук в 22 коп. Конечно, к этому следует добавить стоимость силы двигателя, его служащих и землекопов. Двигатель может быть разной системы, силою от 30 до 40. Экономнее всех нефтяные и газовые. Для двигателя требуются служащие: машинист, кочегар и смазчик.
Землекопов потребуется сообразно расстоянию гонки глины и удобства получения ее, т. е. способа устройства подъездного пути (тачки или вагончики). Из куб. саж. глины выходит кирпича от 2½ до 3 тысяч, смотря по размеру его, поэтому, на каждые 10.000 штук нужно от З⅓ до 4 кубиков глины.
Канатный транспортер.
Канатный транспортер служит для передвижения предметов с одного места на другое, без помощи рабочих и приводится в движение одним лишь двигателем, от 3 до 5 сил, смотря по расстоянию и прямизне хода его, заменяя собою до сего времени существующие вагонетки и тачки, которые обслуживаются людьми. Долголетний опыт показал, что рабочие не только не могут так точно и аккуратно исполнять свои обязанности, а, по своей нерадивости, часто нарочно вызывают остановку движения вагонеток или тачек и тем нарушают правильность хода работ. Для урегулирования этого дела приходится увеличивать количество рабочих рук, что обходится слишком дорого и все-таки не вполне достигает надлежащей быстроты и правильности. Канатный транспортер состоит из 2-х канатов, движущихся параллельно на подвижных валиках, плавно, без малейших толчков и сотрясений и не портя сырца, чего нельзя достигнуть при существующих ныне передвижениях вагонетками и тачками, которые: первые — от толчков при неровности прокатных дорог, вторые — при стыках железных рельсовых дорог, стрелках и перекрестных переездах очень портят сырец-кирпич. Все это ясно указывает на преимущество канатного транспортера пред всеми, до сего времени существующими для той же цели, переносными приспособлениями. Канатный транспортер с равным успехом годен для переноски: кирпича, черепицы, изразцов, труб гончарных и бетонных, керамиковых и фарфоровых изделий, а равно для переноски и всевозможных других изделий всякой промышленности.
Канатный транспортер существует двух родов: неподвижный и подвижной.
Неподвижный транспортер, постоянно обслуживающий только одно место, может работать как в прямом направлении, так равно и под разными углами. Несомые им предметы свободно поворачиваются на закруглениях, при помощи особых поворотных кругов, возможных только на этих транспортерах, без малейших толчков и порчи товара.
Подвижной транспортер одним концом находится у центра работ, откуда берет предметы для относки по разным направлениям или, наоборот, доставляет предметы с разных мест к одному центру. С того же центра получается движущая сила для всего транспортера. Транспортер устанавливается на платформе, движущейся по радиально уложенным рельсам с желаемой скоростью, автоматически, вперед и назад.
Обжиг.
Обжигательная печь для кирпича, черепицы, дренажных труб и проч. глиняных изделий с усовершенствованной сушкой и приспособленная для транспортно-канатной подачи глиняных изделий в печь.
Сушка сырца-кирпича в печах до сих пор практиковалась сверху вниз, т. е. сухой жар, собранный в жаровом борове чрез 2 или 3 трубы, переводился на посаженный в печь кирпич сверху в открытые крышки конфорок и жар сначала согревал верхние кирпичи, а потом уже, по направлению дымохода к борову, устремлялся вниз, просушивая кирпич верхних елок и угла, находящегося около борова дымохода, чрез который больше проходит жар. Что же касается заднего угла и низа кирпича, то там кирпич очень плохо высушивался, а то и совсем не высушивался от имеющейся в нем влаги, так как вся вода верхнего кирпича от проходившего горячего воздуха превращался в пар и последний, оседая на нижний, холодный и сырой, кирпич, увлажнял его еще более. Кирпич делался мягким и от давления верхних рядов кирпича менял свою правильную форму. Когда к такому кирпичу приближался огонь во время обжига, то от избытка в сырце кирпиче влаги, его рвало и коробило и появлялся налет, портивший общий вид кирпича.
Моя же система совершенно устраняет этот недостаток обжига, так как весь, собранный в жаровой боров, горячий воздух, чрез жаровые трубы, числом от 12 до 20, с целью использования всего жара, не выпуская его на волю, как практикуется теперь, проводится чрез особые отверстия в стене между каждой подсадкой и поступает вниз к поду всей своей массой. Здесь жар проходит по открытому каналу пода и снизу поднимается кверху равномерно по всей садке кирпича, начиная обогревать кирпич с нижних елок. Нижние елки кирпича просушиваются раньше и они, как играющие роль фундамента для верхних рядов кирпича, без вреда для себя, выдерживают всю их тяжесть. Таким образом, весь кирпич просушивается хорошо и равномерное снизу до верха и на кирпиче не может быть никаких ни трещин, ни налетов. Весь пар выходит в верхние, открытые, трубочки и по жаровой трубе идет в дымовой боров. В существующих печах, кроме указанного недостатка просушки кирпича, последний сильно страдает и от подпочвенной воды, которая вытягивается из грунта печным от обжига кирпича жаром и полученным паром увлажняет нижние ряды кирпича. В печах моей системы этот недостаток совершенно устраняется особым устройством дымоходов. Кирпичный под делается с прямыми, наискось расположенными от наружной стенки к дымовому борову, ходами, чрез которые и проходит в боров весь дым, получаемый при обжиге. Дым с горячим воздухом, при прямом канале, не засоряет его, а, наоборот, согревает под печи, отделяя его от грунтовой воды. Вся вышесказанная сушка, не говоря о той громадной пользе, которую она дает сбережением кирпича от налёта, лопанца, кривья и половья, она сберегает и громадное количество топлива, удешевляя, таким образом, самый обжиг кирпича.
Для удобства садки кирпича при моем канатном транспортере, таковой, как сказано выше, прокладывается посредине печи, вдоль ее разреза, над боровом дымохода. Транспортер приносит сухой кирпич из сушильного сарая в печь для садки кирпича. Во внутренних стенках печи имеются окна небольшого размера, в которые и впускается кирпич во внутрь печи по роличному столику для садки его на место обжига.
При этом способе требуется очень мало рабочих, а именно: 4 девушки накладывать сырец-кирпич на транспортер, 2 перекладывать сырец-кирпич с транспортера на роличный стол и 2 садчика в печи для приема сырца-кирпича со стола и садки его на под печи. При этом составе людей можно посадить в день 20.000 шт. кирпича и 1.000 кирпича обойдется: 6 девушек по 60 к. — 3 р. 60 к. и 2 садчика — 2 р. 40 коп., а всего 6 р. или по 30 коп. за тысячу. К этому надо принять в расчет, что бою сырца не будет. Стоимость же всей вышесказанной рабочей силы обходится за тысячу кирпича: сырец от 22 до 33 коп. и обжиг 30 коп., а всего от 52 до 63 коп.
Описав подробно способ выработки и садки в печь кирпича по моей системе, считаю долгом добавить, что такая производительность прессов и дешевизна выработки получится тогда, когда все оборудование точно и правильно.
По настоящее время поставлены пресса моей системы и работают на кирпичных заводах:
1) «Громов и К°» Действительного Тайного Советника Владимира Александровича Ратькова-Рожнова, по реке Неве, близь пристани Пирогово.
2) «Звезда» Акционерного Общества, арендуемый Товариществом «Ф. А. Поляков-Кавтунов и К°», тоже по реке Неве, против пристани Лагерь.
3) «Левашевском» Княгини Марии Владимировны Вяземской, по Финляндской железной дороге, между полустанками Графская и Дибуны.
4) Теперь устанавливается на вновь строящемся кирпичном заводе «Бело-горка» жены Действительного Статского Советника Елизаветы Александровны Фоминой, по Варшавской железной дороге, станция Сиверская.
Кирпич, выработанный прессами моей системы, в прошлом 1908 году, на Международной Строительно-Художественной выставке в С.-Петербурге, получил следующие награды: выработанный на заводе Княгини Вяземской — бронзовую медаль и выработанный на заводе «Звезда» арендатором Поляковым-Ковтуновым — малую золотую медаль; здесь была подготовлена глина строгальною машиною системы его, Полякова-Ковтунова.
За подробными сведениями прошу обращаться ко мне, Николаю Ивановичу Игнатовичу, адресуя на станцию Усть-Ижора, С.-Петербургского уезда, на собственный кирпичный завод „Юрьево“ или С.-Петербург, Пушкинская ул., д. 12, кв. 19. Телефон № 78-65.