П.✶ К.; П. 1908 c.п. 1909 К.
Кирпичи произведены на заводах мещанина Феоктиста Анисимовича Полякова-Ковтунова.
Ориентировочно с 1907 г. Феоктист Анисимович арендовал завод «Звезда» (правый берег реки Невы) и в дальнейшем его выкупил. Вторым предприятием Полякова-Ковтунова стал бывший завод Д. Захарова на реке Ижоре.
Поляков-Ковтунов был не только кирпичезаводчиком, он также преуспел в деле изобретательства. На Международной Строительно-Художественной выставке в Санкт-Петербурге 1908 года он представил свое изобретение – землестрогательную машину, которая работала на заводе «Звезда» с июня 1907 года. За нее он получил малую золотую медаль.
Т-во «Землестрогание» «Ф.А. Поляков-Ковтунов и Ко».
Цель землестрогательной машины автоматически, без значительного расходования режущих частей машины, добывать всякого рода грунты.
Изобретатель Ф.А. Поляков-Ковтунов с этой целью конструировал изображенную здесь машину, работа которой в настоящее время вполне оправдалась и на практике. Особенно пригодной оказалась машина для добычи глины при кирпичном производстве, так как в процессе работы она автоматически перемешивает различные слои глинистого карьера — и тем делает ненужной работу всевозможных бегунов, дезинтегратеров, вальцов и т.д. Производительность кирпичеделательных машин увеличивается на 50% и более, а ремонт машин понижается до минимума.
Устройство машины очень несложно. Нож, укрепленный сбоку, отрезывает тонкую стружку во всю высоту карьера, которая соскальзывает с полотнища ножа в ящичный элеватор. При толщине стружки в 1 сантиметр встречающиеся в породе камни и др. твердые примеси остаются в карьере и легко извлекаются вручную, таким образом достигается прекрасное перемешивание различных слоев глины. Поступая на транспортер глина подвергается дальнейшему перемешиванию.
С половины июня 1907 г. на кирпичном заводе «Звезда» из простроганной глины получался кирпич сплош годный на облицовку. Пресс Шликейзена приводится в действие 20 сильным электромотором и давал 17-20 тысяч кирпичей в день, тогда как раньше этот пресс приводился газомотором в 60 сил и давал около 10 тыс. кирпичей в день. Производительность машины в 10-ти часовой рабочий день равняется 900 куб. метрам при наименьшей толщине стружки и до 100 куб. сажен. <…>
Работу машины можно видеть на кирпичном заводе «Звезда» на Неве, против пристани «Лагерь».
Привилегии заявлены в 25 государствах. <…>
От Министерства Торговля и промышленности. Малые золотые медали.
10. Товариществу «Землестрогание» Ф.А. Поляков-Ковтунов и Ко» за изобретенную машину для выемки глины и за хорошее качество получаемого при помощи этой машины кирпича.[1]
На изобретение была выдана привилегия № 27.054, от 31 июля 1914 г.[2].
Данные по заводу «Звезда» в списке промышленных заведений 1909 года:
626) Кирпичный завод Акционерного Общества «Звезда», арендатор Ф.А. Поляков. Шлиссельбургский уезд, 2 стан, правый берег реки Невы. Рабочих 37.[3]
Рассмотрение проекта второго завода:
О рассмотрении проекта кирпичного завода Ф.А. Полякова-Ковтунова (бывший Д. Захарова) в 1-м стане Петербургского уезда; план
Крайние даты: 09.04.1910-17.05.1910[4]
Освидетельствование второго завода:
Об освидетельствовании кирпичного завода Ф.А. Полякова-Ковтунова на реке Ижоре в Петербургском уезде; чертежи
Крайние даты: 10.06.1911-09.03.1912[5]
В Сенатских Ведомостях №8 от 25 января 1913 года было опубликовано, что «30 ноября 1912 года, Государь Император, по представлению Министра Торговли и Промышленности и согласно удостоению Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах, Всемилостивейше соизволил пожаловать к 6 декабря 1912 г. звание потомственного гражданства: личного — <…> арендатору кирпичного завода «Звезда» и владельцу такого же завода на р. Ижоре, мещанину Феоктисту Полякову-Ковтунову..[6]
Информация в справочнике Л.К. Езиоранского 1914 года (в действительности, на тот момент первый или оба завода были проданы Д.И. Тырлову-Жданкову):
№ 774. Поляков-Ковтунов Ф.А., кирпичный завод «Звезда». Местонахождение: с. Усть-Ижора, С-.Петербургского у., правый берег р. Невы. Тлф. Усть-Ижора, 6.
№ 775. Поляков Ф.А., кирпичный завод. Местонахождение: Шлиссельбургский у., по р. Большой Ижоре. Тлф. 40.[7]
По статистике Виктора Артемова, максимальный зафиксированный номер на клейме П.✶ К. — 75.
Источники
[1] Иллюстрированный альбом Международной Строительно-Художественной Выставки // Описание павильонов, витрин и экспонатов обществ и торгово-промышленных фирм, экспонированных на Международной Строительно-Художественной Выставке. – СПб.: тип. «Север», 1908. – С. 32, 82.
[2] Журнал «Зодчий» № 8 (1915). – Пг., 1915. – С. 82.
[3] Список фабрично-заводских промышленных заведений С.-Петербургской губернии, подчиненных надзору фабричной инспекции / Сост. В.П. Петров. – СПб.: тип. Т-ва Андерсона и Лойцянского, 1909. – С. 56.
[4] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 29. Д. 292
[5] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 30. Д. 108.
[6] Сенатские Ведомости №8 от 25 января 1913 г. — С. 69
[7] Езиоранский Л.К. Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию): Под наблюдением Ред. ком., сост. из чл. Сов. съездов представителей пром-сти и торговли / Ред. Ф.А. Шобер; Сов. съездов представителей пром-сти и торговли. – 2-е изд. – Пг.: Издание инж. пут. сообщ. Д.П. Кондауров и сын, 1914. – 768-786 (В).
Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов