Александр Литвиненко. «У береговой линии»
Электричка Выборг – Петербург плавно покидает перрон. Мы сидим с левой стороны по ходу движения. Состав еще не набрал свою обычную скорость, и за окном медленно проплывают привычные пейзажи, знакомые строения. Вот старое здание тюрьмы, вот потянулась длинная стена капитальных гаражей из белого силикатного кирпича, мелькнул на пригорочке крохотный перелесок, и за ним вдруг на какие-то секунды открылась, поросшая травами ровная светлая поляна с остатками финских фундаментов. С этой симпатичной полянки, зажатой между современным железнодорожным полотном и зарастающей бухтой залива, мы, пожалуй, и продолжим свой рассказ о былых кирпичных производствах нашего города. Место это не всегда имело такой беспечный вид как сейчас. Как минимум с середины 19 века (а есть некоторые основания предполагать, что и с более раннего времени) в летние месяцы здесь постоянно поднимался густой дым над напольными печами, стояли деревянные сараи-навесы для сушки сырца, хлопотали возле них занятые своей работой люди. Сама практика обжига кирпича в напольных печах уходит своими корнями в средневековье, в ту пору, когда, вместо строительной плинфы, на Руси и по всей Европе стал использоваться брусковый кирпич современного вида. Стены такой печи-времянки складывались из предварительно высушенного кирпича сырца. Его ставили рядами друг на друга елочкой, оставляя внизу несколько топок для дров. Разведя огонь, поддерживали его постоянно, первые двое суток не повышая температуру, давая влаге из кирпичей выходить в виде пара постепенно, без взрыва. Затем жар доводили примерно до 1000 градусов и через определенное время, так же плавно понижая температуру, гасили огонь. Мастер определял степень нагрева «на глазок»: темно-красный цвет глины 500 – 600 градусов, вишнево-красный 700,светло-красный 850, желтый 950 – 1000, белый (пережог) 1200 градусов. При разборке необожженные кирпичи с внешних стен оставляли для повторного обжига со следующей партией. Длительность всего обжига зависела от размеров печи. Для небольшой напольной печи она составляла 5-7 дней, при больших объемах время процесса увеличивалось.
Финский хутор, от которого остались на поляне погреб и гранитный фундамент, вероятно, поставлен здесь позже. Но остатки самого основания его печки выложены из более старого, неровного кирпича явно ручной работы. На доброй трети поляны, под небольшим слоем дерна вся земля усыпана сплошным слоем битой кирпичной крошки и кусками пережженного бракованного кирпича что, кстати, тоже служит надежным маркером былого наличия здесь кирпичного производства. Известно, что это предприятие в 1840-х и начале 1850-х принадлежало выборгскому купцу русского происхождения Николаю Федоровичу Селиверстову, а затем некоторое время его вдове. Ему же, вероятнее всего принадлежало и набивное клеймо «Н.С.», кирпичи с которым до сих пор можно встретить на некоторых выборгских развалинах. Кто был владельцем завода в другие годы пока остается под вопросом, но по некоторым косвенным сведениям можно сделать предположение о возможности его изначальной принадлежности Йохану Фридриху Лаубе. Во всяком случае известно, что Лаубе в последнее десятилетие 18 века имел за Петербургским фортштадтом кирпичный завод, продукция которого была очень востребована при восстановлении города после пожара 1793 года. На плане 1890 года завод все еще обозначен. Хотя, вероятнее всего этот год мог быть и едва ли не последней датой существования здесь кирпичного предприятия. И суть не только в том, что уже приходило время больших производств с гофманскими печами. Заводик, изначально поставленный на глинистом берегу Папуланлахти в первую очередь из-за наличия сырья, имел к тому же выгодное положение в плане транспортировки готовой продукции водным путем. Большие лодки, тяжело нагруженные кирпичом, отваливали от деревянного заводского причала и несли свой груз по заливу к любым местам назначения. Но в 1890 году начинается строительство железнодорожной ветки Выборг – Антреа (Каменногорск) и до этого широкая бухта Папуланлахти, перегораживается насыпью. Остается лишь небольшой разрыв под мостом, непригодный для прохода даже самых маленьких транспортный суденышек. Надо заметить, что описанный выше завод ничем особо не отличался от других своих ровесников и предшественников и взят как типичный пример кирпичного производства тех времен, когда из-за отсутствия хороших дорог и транспорта, буквально всем подобным предприятиям приходилось размещаться по берегам заливов и рек, решая так свои логистические проблемы. О жесткой привязке к водным путям всех площадок с обжиговыми печами упоминал еще Рапопорт, описывая производство плинфы и кирпича в средневековой Руси. Как следующий местный пример такого прибрежного размещения можно вспомнить кирпичный завод Пиетиля, основанный в 1884 году близ одноименного селения на северо-западном берегу бухты Суоменведенпохья (Защитная) в районе современного яхт клуба Лавола. Там от рабочих площадок у ручья с глинистыми почвами была уже для удобства отгрузки проложена к причалу даже небольшая узкоколейка. До сих пор еще кое-где встречаются кирпичи с клеймом этого завода, работавшего с 1885 по 1904 годы. Если взглянуть шире, представив карту Выборгского района, то примеров устройства кирпичных цехов у береговой линии можно привести еще больше. Это и завод в районе Попово (финск. Кайслахти, хозяин Виктор Хуиту), работавший здесь до 1904 года. Это и аналогичное предприятие основанное в середине 19 века на острове Лууринсаари (ныне о. Весенний), которое принадлежало семейству Альфтан, и еще много других. Даже известные в 18 веке кирпичные заводы в Хави, хотя и находились совсем близко от города, тоже имели свой причал, и наверняка, при возможности всегда отправляли свою тяжелую продукцию самым удобным — морским путем. У берега залива располагался и самый старый, из известных в Выборге, кирпичный завод, некогда принадлежавший Карлу Кнутссону Бунде (наместник Выборгского лена 1442 – 1448 гг), а затем Доминиканскому монастырю. Недавно стала доступна, ценная карта, оцифрованная финским провинциальным музеем города Миккеля. На этой шведской карте изображена дымящая напольная печь с конкретным пояснением – «городская кирпичная печь». По времени карту можно отнести не ранее как к последним десятилетиям 17-го века, на что указывает изображение в ее левом верхнем углу церкви в Сикканиеми, построенной в 1664 году. То есть, получается, что завод функционировал больше двухсот лет, и кирпича за это время ,вероятно, сделал немало. В работе Хакмана «К вопросу об истории строительства Выборгского замка» есть интересная информация о том, что на строительство башни в 1561 году было израсходовано 138740 кирпичей. Даже по нынешним меркам это весьма внушительные объемы. Если учесть, что средневековый кирпич раза в полтора тяжелее современного (вес нашего печного около 4кг), то для наглядности приведенной Хакманом цифры можно представить огромную колонну из восьмидесяти десятитонных Камазов, груженных таким кирпичом! Хотя городской ландшафт с тех далеких времен сильно изменился, благодаря карте из Миккеля теперь можно более – менее точно привязать былое расположение этого кирпичного завода к современному нам пейзажу местности. Бухта залива прежде вдавалась в сушу гораздо дальше, доходя почти до училища гражданской авиации и затопляя большую часть железнодорожных путей. Старый заводик стоял на берегу, примерно на месте первого вокзала, построенного в 1870 году и снесенного после постройки нового. Во всяком случае, границы прежнего производства можно грубо очертить так – вдоль железной дороги от гостиницы «Викинг» и почти до закрытой нынче пивной, известной в народе как «Каменка». Эта территория лежала как раз недалеко от дороги, по которой из города ежедневно прогонялось стадо скота к пастбищам на Папуле. Нетрудно нарисовать в воображении картину, где на площадку с рядами сохнущего еще не обожженного кирпича порой прорываются козы, овцы, догоняющие их собаки пастухов. Они пробегают по сырым кирпичам, оставляя следы… Некоторые из этих следов посетители выборгского замка видят и сейчас, когда любуются экспозицией со средневековыми кирпичами.
На территории Выборгского района в разные времена работало довольно много как весьма крупных, так и совсем мелких кирпичных производств. Нередко такие небольшие производства имели даже отдельные поселения и деревни, обжигавшие кирпич сугубо для собственных нужд. От всех этих предприятий к середине 20 века в лучшем случае оставались уже только воспоминания. Но некоторые старые заводы были все же восстановлены после войны и долго еще продолжали успешно работать. Дальнейший рассказ именно о них.
В неоштукатуренных стенах зданий довоенной постройки часто бросаются в глаза кирпичи со специфическим, как бы «вафельным» оттиском на одной из боковых граней — ложке. Точно такие же частенько можно встретить и просто где то среди мусора на заброшенных пустырях. Эти тяжелые, хорошо обожженные кирпичи без клейма на постели – продукция кирпичного завода в Сяйнио (Черкасово). Завод был основан еще в 1878 году и принадлежал некогда выборгскому строительному мастеру Андресу Виклунду. Виклунд, похоже, никак не клеймил свои изделия и несколько десятилетий они были гладкие вообще со всех сторон. «Вафельный» узор на ложке, как технологический след от продвижения по конвейеру еще не разрезанного на кирпичи длинного бруса из сырой глины, появляется не ранее конца двадцатых годов. Именно тогда была построена и суперсовременная тоннельная печь, остатки которой, расположенные в стороне от первого завода, живы в поселке Черкасово по сей день. В ходе Советско-Финской войны завод в Сяйнио так же как и завод в Таммисуо были выведены из строя. Почти сразу после заключения мира начинается их восстановление. Это подтверждает и хранящийся в ЛОГАВ документ 1940 года «Об ускорении темпов восстановления заводов Таммисуо и Сяйнио». Оба завода были восстановлены уже после окончания Великой Отечественной войны (послевоенное восстановление к.з. в Таммисуо доказывает найденная недавно выборгским журналистом и краеведом Дмитрием Семеновым фото в газете от 27.09.1946 года с подписью:» В Таммисуо в г. Выборг восстановлен механизированный кирпичный завод. Он будет выпускать 2,5 млн кирпичей в течение сезона. На снимке загрузка сырца в сушильные камеры». Но далее, видимо было признано целесообразным оставить только производств в Сяйнио (по воспоминаниям местных старожилов в 50е годы з-д в Таммисуо уже не работал) К тому же, тоннельная печь для обжига кирпича, которой был оснащен этот завод, при больших объемах производства и до сих пор считается самой эффективной. Такая печь представляет собой длинный тоннель, по которому постоянно движется состав вагонеток, груженных кирпичом. Температура в нем не одинаковая. В средней части, где происходит обжиг, жара достигает высшей точки и соответственно понижается по мере удаления от центра к концам тоннеля. Вагонетки с сырцом загоняют с одного края и медленно продвигают к центральной обжиговой камере, поэтому кирпич прогревается не резко, а постепенно. Так же постепенно он остывает, продвигаясь к выходу. После разгрузки готового кирпича, освободившиеся вагонетки снова перегоняют к началу тоннеля и опять загружают сырцом. Я, автор этих строк, будучи еще ребенком, сам не раз наблюдал из окна стоящего у закрытого шлагбаума рейсового автобуса Выборг – Гончарово, как по узкоколейке протаскивался через дорогу такой состав с вагонетками. Помню металлический лязг от ударов сцепок, веселый шум работы большого завода, доносящийся из-за высокого забора. Это было в начале шестидесятых. Примерно тогда же или чуть позже завод был остановлен. Возможно, причина такого решения была тут и не одна, но основной и самой решающей причиной остановки востребованного производства, безусловно, послужила почти полная выработка местного сырья – глины. Попутно надо сказать, что такая же ситуация в разные времена послужила поводом к закрытию и некоторых других аналогичных производств. Заканчивая этот краткий рассказ о, вообще то, весьма долгой и насыщенной событиями жизни завода, можно добавить, что в советский период на его продукции ставилось отличительное клеймо. На боковой грани набивались буквы Ч.З. – Черкасовский завод. Правда, набивалось клеймо не на каждый кирпич, а на один из нескольких десятков, что делает уже сейчас такие экземпляры довольно редкими.
Долго работал при советской власти, восстановленный в послевоенное десятилетие, бывший завод князя Салтыкова в районе Перкярви (ныне Кирпичное). Иван Николаевич Салтыков основал предприятие в 1900 году на принадлежащих ему землях рядом со своим имением. Финское название местности Савикко, можно перевести как «глинистое». Современное название этого места – Заводское. Интересно, что в списках кирпичных фабрик Финляндии там же в Перкярви значится еще кирпичное производство Владимира Решетникова, зарегистрированное в 1901 году. Но, судя по тем же спискам, работал Решетников совсем немного – с 1902 по 1906 год. Не исключена версия о том, что Решетников был просто управляющим или временным арендатором предприятия Салтыкова. В начале тридцатых годов князь Салтыков продает завод и уезжает во Францию. С этого времени и до самой войны предприятие работает в составе акционерного общества. До сих пор то тут, то там нередко попадаются на глаза кирпичи с надписью «Савикко», сделанной латинскими буквами. Крайне редко встречаются экземпляры с таким же клеймом, но в русском написании. Наиболее вероятно, что клеймо с русскими буквами использовалось на ранней стадии работы предприятия. Закончил свой трудовой путь старый завод в 1985 году. Уже в начале девяностых была разобрана железнодорожная ветка, соединявшая прежде предприятие с магистральными путями. Постепенно разобрали и остальное. Сейчас остались только стены от бывшего заводоуправления и нескольких рабочих корпусов. А совсем недавно была демонтирована главная заводская труба, более ста лет величественно подпиравшая небо и пережившая на своем долгом веку войны и революции.
Река Селезневка в давние времена имела одновременно несколько названий, которые зависели от мест, где она протекала. Так в своем нижнем течении река носила название Укспя (буквальный перевод – одна голова). Там, в районе нынешнего поселка им. Калинина имелось, когда то кирпичное производство, именовавшееся официально «Укспян тиилитехдас», а позже «Тиенхарен пуухимо тиилитехдас», выпускавшее кирпич в общей сложности с 1887 по 1913 годы. Но перенесемся мысленно выше по течению к поселку Кравцово. Это селение, по-фински называвшееся Ховинмаа, раскинулось вдоль берега той же реки, которая в своем среднем течении была известна уже как Ракколанйоки. В 1877 году здесь был основан Ракколанийокский гончарный завод, продукция которого – печные изразцы, в последующем снискала себе громкую славу, как в Выборге, так и в Петербурге. Помимо изразцов, предприятие изготавливало еще и кирпичи, предназначенные вероятнее всего, тоже для выкладки печей и каминов. Клеймо на таких кирпичах, выполненное мелким латинским шрифтом, практически идентично клейму на изразцах. О Роккаланийокском гончарном заводе написано довольно много хороших и интересных публикаций, поэтому сейчас, не пытаясь делать новый пересказ, следует только напомнить, что продолжал работать завод и в советское время. В послевоенный период в его цехах наладили производство черепицы, позже, какое-то время изготавливали абразивные круги. Последняя дата существования – 1964 год. Еще и сейчас местные старожилы, когда хотят как то обозначить место, говорят: «Где то там, в районе «черепичного». Но от самого «черепичного» теперь, увы, осталось в буквальном смысле только ровное место…
Однако, был в Ховинмаа – Кравцово еще один кирпичный завод. Правда, год его постройки относительно поздний – 1942. Оснащенное современным оборудованием, это предприятие считалось одним из лучших и крупнейших в своей отрасли по всей Финляндии. После завершения войны, и с началом мирного строительства восстановлению завода в Кравцово придавалось особое значение. Сюда ехали люди из разных уголков страны, чтобы разбирать руины, заново строить. Они работали, связывали свою жизнь с новыми местами, которые постепенно становились для них родными. В советскую эпоху керамический завод в Кравцово долгое время являлся филиалом Глебычевского керамического завода. Наряду с кирпичом, здесь было тогда налажено изготовление керамических трубок для мелиорации полей. О самом Глебычевском заводе в плане данного повествования надо сказать, что в пятидесятые годы прошедшего столетия там, на базе восстановленного финского завода огнеупоров было налажено производство огнеупорного кирпича и стеновых блоков. Пока неясен изначальный год закладки предприятия. Вероятнее всего это вторая половина тридцатых годов двадцатого века. Так на картах 1938 – 1939 годов он уже обозначен как «КААКЕЛИФАБРИК» — кафельная фабрика, а на более ранних его вообще еще нет. На советской топографической карте 1933 года кафельная фабрика тоже еще не отмечена, хотя на ней же обозначены даже небольшие старые кирпичные заводики на территории современного поселка Прибылово (Макслахти) и на самой южной оконечности острова Лисий (Репосаари). С 1957 года Глебычевский керамический перешел на выпуск фасадной плитки. С начала двухтысячных входит в группу компаний «Сокол», производит агломератную плитку. В 2008 году налажена камнеобработка. Но вернемся к заводу в Кравцово. В 1973 году он вошел в ПОСМ (правобережное объединение строительных материалов) им. Свердлова, созданное на базе ленинградских кирпичных заводов «Красная звезда», завода им. Свердлова и нашего, Выборгского керамического завода. Считается, что в том же 1973 году завод прекратил выпуск кирпича, хотя, по воспоминаниям ветеранов производства, кольцевая печь работала еще до марта 1974 года. Потом предприятие полностью перешло на выпуск керамических конденсаторов, но для этой цели была задействована уже лишь часть былых территорий и мощностей. Производство конденсаторов продлило существование завода на двадцать лет, а после 1993 года и оно было свернуто. Жители поселка Кравцово рассказывают, что уже к концу семидесятых, началу восьмидесятых годов основной корпус, стоящий рядом с железнодорожным полотном, имел довольно запущенный вид. Последний косметический ремонт был сделан к олимпиаде 1980 года. Тогда, чтобы создать приличный вид со стороны международной магистрали, здание было просто полностью выкрашено густой красно-коричневой краской. В данный момент это пустая площадка, на которой по бесформенным кучкам битого огнеупорного кирпича еще только и можно определить контур бывшей кольцевой печи непрерывного горения. Кто разбирал завод и куда пошли материалы неизвестно, но кое-что из остатков по праву досталось и местным жителям. Есть в центре поселка колодец, обшитый сверху крашенными, красно-коричневого цвета досками. Каждый день приходят сюда за водой люди. Приходит молодежь, приходят и ветераны, которые когда то восстанавливали завод, а потом долгие годы работали на нем. Льется в ведра вода, прозрачная и чистая. Звонкими брызгами летит мимо ведер и ее вновь впитывает земля, чтобы опять собрать в колодец. Так впитывает в себя человеческая память крупицы былого, чтобы сохранить его и передать потом в рассказах уже другим поколениям.
Александр Литвиненко