Обработка глины, практикуемая на улучшенных гончарных заводах.
Для большего установления способов обработки глины собственно в гончарном деле, и при том применительно к рекомендуемым нами приспособлениям и орудиям, считаем необходимым сказать о том, какая обработка практикуется с успехом на одном из известных нам заводов по выделке улучшенных гончарных поделок.
Здесь вся операция по обработке глины сводится к тому, что взятая из под навеса или сарая обыкновенная чистая, гончарная глина кладется в описанный чан (рис. № 3 лит. А.), наливается в чан воды в двойном количестве по объему против глины, но чтобы по крайней мере оставалось вершка 3 от краев чана, и, затем, глина с водой разбалтывается посредством весел, приспособленных, как показано на рисунке, до состояния известкового молока, вследствие чего собственно говоря глина, будучи измельченная в порошок, подымается в гору вместе с водой; примесь же глины, какую могут составлять крупный песок или камешки, как более тяжелые, осядут на дно. Затем приведенная таким образом в муть глина передается чрез вделанный вверху кран в следующий, рядом стоящий чан (рис. № 3 лит. Б.), в который растворенная глина попадает, предварительно процеживаясь сквозь проволочное густое сито или подвешанное к крану, или прикрепленное в верхней части чана лит. В.; когда же глина отстоится, т. е. осядет, то воду выпускают чрез сделанные в чане отверстия. Когда процеженной глины достаточно скопится, тогда ее переносить в лежанку для выпаривания лишней воды и сгущения до настоящей плотности, определяемой чисто навыком, но приблизительно до плотности густой сметаны.Такое выпаривание продолжается иногда до трех дней, при чем огонь поддерживается не особенно сильный, и только во время рабочих часов, а на ночь тушится. Выпаренную глину со сковороды выбрасываюсь в лари, откуда она и поступает уже для мятья.
Мятье глины производится следующим образом: взяв выпаренной глины, примерно около 10 пудов рабочий кладет ее на парусину и сбивает сначала в один общий комок, затем кусок этот пяткою ноги он распластывает в виде круглой лепешки и тогда от краев ее к центру, по спирали, начинает пяткою же выдавливать следы так, чтобы они немного заходили один за другим. Промяв таким образом всю лепешку, рабочий взявшись за один край парусины, приподнимаешь ее и таким образом, мало по малу, свертывает всю глину в трубку, которую опять распластываешь лепешкой и опять придавливает пяткой, идя от окружности к центру. Операция эта повторяется до тех пор, пока глина примет состояние крепкого коровьего масла и не будет слипаться в комочки. Если глина недостаточно густа, то ее загущивают пред каждым распластыванием, подбрасывая в сверток уже просушившиеся стружки глины с токарного станка. Впрочем последний способ замедляет работу.
Когда глина вполне промята, ее окончательно скатываюсь в валик и, поставив на ребро, разрезывают проволокой валик на семь кусков.
Один рабочий в день может смять три заминки, т.е. около тридцати пудов.
Каждый рабочий (на круге) берет себе кусок и разделяет его на комки такой величины, какая требуется по сорту выделываемой посуды или вещи. При приготовлении мелкой посуды, одного куска рабочему хватаешь на целый день, а при формовке крупных предметов, как например, ваз, тумб и им подобные — на одну вещь иногда требуется несколько кусков.
Затем, работа разделяется так: одни вещи выделываются на кругах и обтачиваются на станке, а другие — прессуются в формах и отделываются резцом и стекой.
Источник: Руководство к производству гончарных и других глиняных изделий. — Екатеринбург; тип. С.Я. Зайденера. 1892. — С. 49-51.