Кирсановъ; А.К.
Кирпич произведены на заводе крестьянина, Санкт-Петербургского купца 2-й гильдии (с 1902 по 1905 годы) Александра Максимовича Кирсанова. Завод находился вблизи деревни Купчино.
Разрешение на постройку было получено в 1899 году.
О разрешении на постройку кирпичного завода А. Кирсанова близ деревни Купчино Петербургского уезда; чертежи
Крайние даты: 31.03.1899-21.11.1899[1]
Персоналия из купеческой книги 1905 года:
Кирсанов, Александр Максимович, 55 л., СПб 2 гильдии купец, веры православной, образование домашнее, состоит в купечестве с 1902 года. Жит. Спас. ч., по Фонтанке, д. №73. При нем жена Параскева Михайловна, сыновья: Владимир, Александр и дочь Мария.[2]
Данные из списка фабрик и заводов 1903 года:
Кирсанов, Александр Максимович., крестьянин. Кирпичный завод (осн. 1899 г.). С.-Петербургский у., Московская вол., с. Купчино.
Годовое производство 14.000 р. Число рабочих 50.[3]
У Т.Ф. Саноцкого Александр Максимович назван Алексеем:
Кирсанова Алексея Максимовича. Купчино Царскосельской ж. д. Существует с 1899 года.
Производство ручное. 1 Гофманская печь. Производство: 1900 г. – 1200 тысяч; рабочих 1900 г. –67.[4]
В исследовательской статье «Кирпичный завод Кирсанова» на сайте www.kupsilla.ru рассматривается возможный способ добычи глины на предприятии А.М. Кирсанова.
Завод был сооружён в 1899 году южнее деревни Купчино, на девятой версте Царскосельской железной дороги, в непосредственной близости как от железнодорожных путей (западнее их), так и от протекавшей здесь Чёрной речки. <…>
Выработка глины для нужд предприятия производилась южнее самого завода, на том месте, где ныне расположены гаражные кооперативы, стоянки и электродепо «Московское» (ТЧ-3) Московско-Петроградской линии. Именно здесь также существовали карьеры, напоминающие места бывших выработок. А также восточнее железнодорожных путей, между путями собственно и руслом Чёрной речки, уходящим в этом месте на восток. Одна из первых карт с указанием этих карьеров – карта 1909 г. <…>
Карьеры западнее железнодорожных путей имеют характерную форму усов, расходящихся веером от железной дороги. Это может означать, что добыча глины здесь велась старым и довольно простым способом. Прокладывалась вспомогательная (временная) колея. И далее грунт при помощи соответствующего механизма выбирался прямо в вагонетки, стоявшие на этой колее. Затем вагонетки перемещались примерно на 900 м на север, к разгрузочной площадке завода, где сгружали глину на ленты транспортеров. Не исключено, что использовалась насыпь Царскосельской железной дороги. <…>
Информация из адресной книги 1907 года:
Кирсанов, Александр Максимович.
Кирпичный зав. (1899 г.). С.-Петерб. у., 1 ст., д. Купчино, линия Царско-сельской ж. д. Чис. раб. 129.[6]
В 1910 г. завод перешел во владение крупного петербургского кирпичезаводчика Дмитрия Ивановича Тырлова-Жданкова.
Источники
[1] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 26. Д. 31.
[2] Справочная книга Санкт-Петербургской купеческой управы 1905 г. – СПб.: тип. Санкт-Петербургского градоначальства, 1905. – С. 269-270.
[3] Список фабрик и заводов Европейской России / Министерство финансов. – СПб.: тип. В. Киршбаума, 1903. – С. 391.
[4] Саноцкий Т.Ф. Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках. – СПб.: Издательство A.Э. Винеке, 1904. – С. 23.
[5] http://www.kupsilla.ru/article32.htm
[6] Адресная книга фабрично-заводской и ремесленной промышленности всей России / Под ред. А.В. Погожева. – 2-е изд. (1907/8 г.), испр. и знач. доп. – СПб.: тип. К.А. Четверикова, 1908. – С. 537.