Я.И.П.

Кирпичный завод потомственного почетного гражданина Якова Ивановича Папкова в деревне Новая Царскосельского уезда был основан в 1893 году.
О рассмотрении проекта кирпичного завода купца Я. Папкова в деревне Новой Царскосельского уезда; чертежи
Крайние даты: 13.07.1893-03.12.1893[1]

Об освидетельствовании кирпичного завода Я.И. Попкова в д. Новая Царскосельского уезда; чертежи
Крайние даты: 22.03.1899-13.07.1899[2]

Фабричный инспектор Петербургской губернии — кирпичный завод Папкова.
Крайние даты: 05.1898-04.1918[3]

В 1902 году известный специалист по глиноведению М.И. Белавенец во время подготовки доклада о кирпичеделательных машинах посетил завод Я.И. Папкова. Позже он издал описание использования в работе машины «Калифорния».
Нам удалось проехать в Царское Село, повидаться с Я.И. Папковым и получить более точные данные.
Машина «Калифорния» работает на заводе четыре года.
Глина раньше чем попадает в глиномялку машины подвергается обработке на вальцах.
Машина приводится в действие двигателем в 30 сил.
Производительность машины 30.000 в 10 часов или 3000 штук в 1 час; по мнению Я.И. Папкова машина может дать в 10 часов и 36.000 штук.
Всех рабочих при машине находится 55 человек; уплачено им в летний сезон жалования и на харчи 6032 рубля.
В лето выработано 2.600.000 сырца-кирпича.
Рабочие распределяются так:
1. Накладывают глину на тачки и привозят ее 12
Человек 2. Работают у вальцев 3
„
3. Поправляет станки 1
„
4. Срезают излишек глины с формы 2
„
5. Накладывают станки на вагончики 2
„
6. Работают около обсыпательной машины 2
„
7. Моют и чистят формы 4
„
8. Отвозят готовый сырец в приямки 12
„
9. Выкладывают сырец в приямках 4
„
10. Перекладывают передвижные рельсы 2
„
11. Выкладывают сырец с полок приямки для отправки в печку 7
„
12. У паровой машины 3
„
13. Смотритель 1
„
______________________
Итого . . . . . 55 человек
Рабочие работают на урок по 30000 штук в день, причем всегда его кончают в 6 часов вечера.
2.600.000 штук обходятся — 6032 рубля.
Стоимость одной тысячи тогда выразится так:
1. Рабочие составляют 2
руб. 32
коп. 2. Расход на отопление паровика —
„
20
„
3. Жалование машинисту и кочегарам —
„
20
„
4. Погашение машины —
„
20
„
5. 100 станков по 4 руб.; на 1000 штук сырца —
„
12
„
______________________
3 руб. 04 коп.
Кроме того надо прибавить еще расход по устройству шатров. Песок на заводе имеется свой.
Как мы видим, на заводе имеется большое количество станков. <…>
Рабочий день распределяется так:
От
5
до
8
работа
„
8
„
8½
завтрак
„
8½
„
12
работа
„
12
„
2
обед
„
2
„
4
работа
„
4
„
4½
чай
„
4½
„
8
работа
На заводе Я.И. Папкова рабочие наняты на лето и затем им определяется ежедневный урок.[4]

Справочные данные на 1905 (?) год:
Папков. Кирпичный зав. Г. Павловск, Царскосел. у, бл. дер. Новой. Чис. раб. 178.[5]
Список фабрик и заводов 1909 г.:
640) Кирпичный завод Я.И. Попкова. Царскосельский уезд, близ дер. Новой. Рабочих 94.[6] Попков Яков Иванович. Царское Село, Магазейная, 76. Кирпичный завод, подрядчик строительных работ.[7]

1910 г.:
9812. Попков Яков Иванович, потомственный почетный гражданин, кирпичный завод, основан в 1890 г. Местность: Царскосельский у., близ д. Липица, Кошелевской вол., ст. Царское Село, 5 в. шосс. Годовое производство 2 милл. шт., 30 тыс. руб., рабочих 72.[8]
1913 г.:
5312. Попков Я.И. — близ д. Липица, Кошелевской вол. Ближайшее почтовое учреждение: г. Царское Село. Основан в 1900 г. Рабочих 78. Годовой оборот 35 т. р.[9]
1914 г.:
№ 777. Попков Яков Иванович, кирпичный завод. Местонахождение: Царскосельский у., г. Павловск, близ д. Новой. Почтовый адрес: Царское Село, Магазейная ул., собственный дом. Тлф. 1-24. Двигатели: 1 паровой общ. сил. 20 л. с. Рабочих: 100. Годовое производство: 30.000 р.[10]
Завод закрылся в 1917 году в связи с кончиной Якова Ивановича.
Фабричного инспектора 6 участка – о закрытии кирпичного завода Я.И. Попкова
Крайние даты: 01.1917-08.1917[11]

По статистике Виктора Артемова, максимальный зафиксированный номер на клейме Я.И.П. — 97.
Источники
[1] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 20. Д. 70.
[2] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 26. Д. 37.
[3] ЦГИА СПб. Ф. 1229. Оп. 1. Д. 137.
[4] Белавенец М.И. Кирпичеделательные машины «Геркулес» и «Эврика» и их действие в сравнении с ручной выделкой сырца-кирпича. Соч. № 6 (Докл., чит. в собр. Имп. СПб. О-ва Архитекторов 18-го фев. 1903 г.) – 1-е изд., СПб.: «Глиноведение», тип. СПб. Градоначальства, 1904. – (Глиноведение. Кирпичное производство) – С. 48-50, 52.
[5] Адресная книга фабрично-заводской и ремесленной промышленности всей России. / Под ред. А.В. Погожева. – 2-е изд. (1907/8 г.), испр. и знач. доп. – СПб.: тип. К.А. Четверикова, 1908. – С. 538.
[6] Список фабрично-заводских промышленных заведений С.-Петербургской губернии, подчиненных надзору фабричной инспекции. / Сост В.П. Перов. – СПб.: тип. «Т-ва Андерсона и Лойцянского», 1909. – С. 57.
[7] Весь Петербург на 1909 год. — Тип. А.С. Суворина. — с. 632 (алфавитного указателя жителей)
[8] Список фабрик и заводов России 1910 г.: По офиц. данным фабрич., подат. и горн. надзора / Сост. ред. «Торг.-пром. газ.» и «Вестн. финансов»; М-во финансов и М-во торговли и пром-сти. – [2-е изд.] . – М., СПб., Варшава: Л. и Э. Метуль и К°, 1910. – V, с. 396.
[9] Фабрики и заводы всей России: сведения о 31,523 фабриках и заводах. IV. Фабрично-заводской отдел. – Киев: изд. Товарищества Л.М. Фиш, 1913. – Стб. 328.
[10] и торговли / Ред. Ф.А. Шобер; Сов. съездов представителей пром-сти и торговли. – 2-е изд. – Пг.: Издание инж. пут. сообщ. Д.П. Кондауров и сын, 1914. – 768-786 (В).
[11] ЦГИА СПб. Ф. 1229. Оп. 1. Д. 950.
Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов