Александр Литвиненко. История Выборга, сложенная по кирпичику. Часть 5. Гости из Петербурга

Александр Литвиненко
Александр Литвиненко

Центр города принято называть его лицом. Если использовать такую терминологию, то можно сказать, что лицо Выборга в привычном для нас виде сформировалось в основном в конце 19 – начале 20 веков. Интересно, что практически любой житель центральной части города, на вопрос: «В каком доме ты живешь?», с гордостью в голосе без запинки ответит: «В финском!». Но вот в доме нашего знакомого из центра затеяли ремонт. И в куче строительного мусора, оставшегося от сноса старой стены, он с удивлением обнаруживает на «финских» кирпичах русские надписи – «Ермак», «Нева», «Колпино»…  Откуда они?

Здесь, пожалуй, будет уместно напомнить, что Выборг все же 200 лет входил в состав Российской империи, и что близость к ее столице всегда во многом определяла темпы его развития. Как будет уместно вспомнить и о русской составляющей его населения, которая, хотя по ряду причин к концу 19 века значительно снизилась, но русские купеческие династии продолжали играть весьма заметную роль в Выборгской промышленности. Но дело тут вовсе даже не в местных русских купцах, точнее – не только в них. Русские кирпичи встречаются практически в любых крупных сооружениях, вне зависимости от национальности их строителя-подрядчика.

Дело в том, что на рубеже веков в Петербурге и его окрестностях насчитывалось около сотни крупных кирпичных заводов. Они выпускали очень качественную и, главное, сравнительно дешевую продукцию. При заказе крупной партии столичный кирпич обходился подрядчику дешевле местного, к тому же он мог получить его всегда и в любом количестве. Этому способствовала соединившая в 1870 году Выборг и Петербург железнодорожная магистраль. Наиболее распространенный у нас, пожалуй, кирпич с клеймом «Г.Л.», его можно увидеть практически везде. Так, например, стена на Батарейной горе (к сожалению, интенсивно разрушаемая сейчас) сложена именно из таких.  Г.Л.  – это аббревиатура титула и фамилии владельца графа Левашова. Из каталога клейм известного коллекционера и исследователя кирпичного производства Владимира Смирнова можно узнать, что семейству Левашовых принадлежали заводы в Дибунах и Песочной. Первый был основан еще в 1864 году. Работали они до 1917 года. «Имеется разнообразие клейм и конфигураций плашек. Клеймо без рамки. Как более раннее, скорее всего, относится к первому владельцу. Редко встречается клеймо с центральным круговым оттиском, где указан год 1882, а сверху надпись ВЫСТАВКА. Скорее всего, эта серия кирпичей выпущена к Всероссийской промышленно художественной выставке 1882 года».

Как видно на примере одного клейма, по кирпичным клеймам и их вариациям вполне можно приблизительно определить возраст постройки. А если в постройке имеется несколько разных клейм, то, учитывая сроки работы заводов, формы клейм и их рамок, дату можно определить еще точнее. О многом может поведать специалисту и сам тип кирпичной кладки, состав скрепляющего раствора. Однако это уже, хотя и очень интересная, но совсем другая тема.

Часто встречается в Выборге кирпич с клеймом «ГСР». И это неудивительно, если учесть, что к концу 19 века завод, владельцем которого был Григорий Сергеевич Растеряев, выпускал 16 миллионов кирпичей в год. (Здесь и далее сведения о кирпичных производствах петербургской губернии взяты из каталога

В. Смирнова). Или вот, например, кирпич с оттиском на постеле «П. Беляева». Это продукция заводов на левом берегу Невы и в Рыбацком, которыми владела вовсе не женщина, а выборгский купец первой гильдии (с 1854 года – петербургский купец первой гильдии) Петр Абрамович Беляев. Просто на ранних клеймах фамилия владельца писалась в родительном падеже.  Сын Беляева Митрофан заслужил славу известного мецената. Он много сделал для российского искусства, помогая отечественным композиторам и музыкантам. После смерти самого Петра Абрамовича в 1880 году, по его завещанию была учреждена ежегодная премия его имени в размере 300 рублей, которая выдавалась малоимущим студентам Технологического института вплоть до 1917 года.

Среди встречающихся еще кое-где руин дореволюционных построек нередок кирпич с изображением большого якоря. Такой символ, вместо буквенного написания фамилии, выбрал себе когда-то петербургский купец Елисеев.

Только в коллекции автора имеются экземпляры продукции более двух десятков петербургских заводов, найденные в Выборге и районе. А вообще-то их в нашем городе, конечно же, гораздо больше. Символично, что стоят они в кладке зачастую вперемешку с финскими и шведскими кирпичами, как бы лишний раз наглядно подтверждая этим многонациональность и былое единство культур славного города на Балтике.

Александр Литвиненко.

Источник: https://gazetavyborg.ru/news/istoriya-vyborga-slozhennaya-po-kirpichiku-chast-5/

Комментарии к этой публикации закрыты.