Ф.П.
Кирпичи произведены на заводе отставного гвардии поручика Федора Ивановича Польмана. Завод был открыт в 1853 г. на правом берегу реки Корчминская Ижорка[1].
По данным, опубликованным Н.А. Деппом в 1860 г., годовое производство было на уровне 4 млн шт.[2].
Цифры по заводу на 1865 г.:
Польмана. Число мастеров и рабочих. М. п.: 159. Ж. п.: 10. Ценность. Выработанных произведений: 26000. Топлива (дров и древесного угля): 10400.[3]
В 1866 г. завод был оценен в 15000 рублей[4].
Кирпич Ф. Польмана использовался, в частности, в строительстве Паровозного здания Петергофской железной дороги (Наб. Обводного канала, 120Б, 1857-58 гг.), в котором на сегодняшний день располагается Музей железнодорожного транспорта России.
В конце 1850-х гг. наряду с безрамочными на заводе начали применяться клейма в рамках.
Выделим основные разновидности клейм ФП в рамках.
#1. В простой прямой рамке.
#2. В прямой рамке с канавкой.
#3. В простой рамке с куполом.
#4. В рамке с канавкой и куполом.
Год прекращения работы завода неизвестен. В списках 1873 г. завод Польмана упоминается в последний раз, на нем шатер с 6 печами, 18 полевых навесов, 10 полочных навесов, 4 хаты для рабочих, баня и караулка[5].
Четыре клейма ФП в сравнении:
В процессе изготовления кирпича-сырца рабочий ударял формовочным ящиком о стол, чтобы сформованный кирпич вышел из формы. Это иногда приводило к раскалыванию литер, прикрепленных к дну ящика.
По статистике Виктора Артемова, максимальный зафиксированный номер на клейме Ф.П. — 24.
Источники
[1] ЦГИА СПб. Ф. 1163. Оп. 1. Д. 1030.
[2] Инженерный журнал. №5 (1860). – С. 947-952.
[3] Фабрики и заводы в С.-Петербурге и С.-Петербургской губернии в 1865 году. Вып. 4. – СПб., тип. Губернского Правления, 1866. – С. 21.
[4] ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 1. Д. 29.
[5] ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 1. Д. 261.
Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов