Испытания над огнеупорным кирпичом изобретения штабс-капитана Кобозева на Адмиралтейских Ижорских Заводах (1871 г.)

Огнеупорный кирпич изобретения штабс-капитана Кобозева (и испытания над ним на Адмиралтейских Ижорских Заводах).

Воспроизведено по изданиям:

  1. Огнеупорный кирпич изобретения штабс-капитана Кобозева. – СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», ценз. 1871. – 17 с.: черт.
  2. Журналы №№ 1-4 производства опытов над огнеупорным кирпичем изобретения штабс-капитана Кобозева. – СПб.: Тип. Канцел. СПб. Обер-полицеймейстера, ценз. 1882. – 12 с.: черт.

***

В ряду главнейших условий могущества и богатства страны стоит на первом плане ее экономическая независимость, степень которой находится в прямом отношении к степени развития внутренней производительности данной страны. Следовательно, под экономической независимостью надо понимать такое положение, при котором внутренняя производительность настолько отвечает всем современным требованиям частной и государственной жизни, что страна не имеет тяжкой необходимости быть экономическим данником других стран, более ее культурных.

Доставление такого прочного самостоятельного положения отечественной производительности всегда составляло одну из важнейших задач просвещенной политики нашего Правительства и, в настоящее время живо занимает русское общество, инициатива которого, в этом случае, не может, разумеется, не служит непременным условием достижения цели. Особенная же заслуга в этом великом и трудном деле поднятия и развития русской производительности до того уровня, на котором ей возможно было бы с успехом конкурировать с западными соперницами, бесспорно принадлежит нашему Морскому Министерству.

Его непосредственная деятельность в таких важных отраслях, как сталелитейная, железоделательная, механическая и проч., дали такой толчок, такое широкое и блестящее развитие нашему железному делу, вообще, и, в частности — применительно к современным грандиозным морским сооружениям, что на этом поприще мы заняли вполне самостоятельное положение! Здесь не место, конечно, рассматривать подробнее благотворную деятельность нашего Морского Министерства; но, мы не можем пройти молчанием еще одной его важной заслуги.

Всякое благое начинание, всякая новая светлая мысль, клонящаяся к развитию и процветанию русской производительности, имеющая прямое или косвенное отношение к многосторонней деятельности означенного Министерства, — всегда встречали в нем просвещенного ценителя себе и покровителя.

При том недостатке и вялости у нас частных предпринимателей и склонности их действовать по раз заведенной рутине как бы она ни была дурна и невыгодна, такое теплое, разумное отношение официального учреждения ко всякой полезной, в пределах его специальности, инициативе, составляет весьма отрадное и достойное всякой похвалы явление. Само собой разумеется, что этот образ действий ярче всего и благотворнее отражается на результатах деятельности самого Министерства. Привлекая к себе людей мысли и дела, возбуждая в них и поощряя ревнивое стремление к изысканиям и нововведениям в той или другой промышленной отрасли, — оно-же первое извлекало для себя пользу из их трудов и открытий и, таким путем, неустанно служило к развитию и усовершенствованию находящихся в его ведении производств.

Исходя из выраженного нами выше взгляда — взгляда, все более и более проникающего во всеобщее сознание и служащего двигателем — регулятором теперь, больше чем когда либо, всего нашего народного хозяйства и торговой политики с Западом; всякий новый шаг к расширению и упрочению нашей экономической независимости не искусственным путем, а упорным приобретением возможного совершенства в той или другой области народного труда, по справедливости должен заслуживать общего внимания и одобрения.

Исключить, в свою пользу, хотя бы один рубль из той круглой суммы, которую мы ежегодно переплачиваем всем нашим западным «друзьям» за нашу мануфактурную и промышленную неразвитость, уже и то утешительно; если же нам является возможность сберечь таких рублей несравненно более — это факт, игнорировать который и затушевать никто из действительно любящих свою родину не решится.

В настоящее время у нас на глазах именно такого рода факт, вполне определившийся, до осязаемости очевидный: — остается только дать ему надлежащий ход и возможно широкое применение, что уже прямо зависит от просвещенного внимания лиц, заинтересованных или, по крайней мере, должных быть заинтересованными этим вопросом.

Известно, что все и везде в России металлоплавильные горны и печи, а равно и пароходные, где жар достигает страшной силы — свыше 1000°, устраивались доселе из огнеупорного, привозного английского кирпича, именуемого — марками Кордован, Манчестер Гарнкир и других фирм.

Кирпич этот привозился из Англии на кораблях, в виде балласта, и пошлиной не оплачивался. Качества его, по справедливости, признаны превосходными во всех отношениях; словом, это был кирпич единственный, воспроизвесть который, во всех его чудесных свойствах, никому у нас и в голову не приходило, а если и были такого рода попытки, то — попытками и оканчивались. И действительно, выдерживать силу огня — от 1000 до 1600°, от которой обращаются в жидкость всевозможные металлы, и выдерживать ее в течении 12 и более дней, и день и ночь — это чего-нибудь да стоило. По крайней мере — это стоило того, чтобы выписывать этот удивительный кирпич из Англии, не взирая на всю его дороговизну.

По сведениям, почерпнутым нами в здешнем таможенном ведомстве, кирпича этого привозится в Петербург ежегодно от 5 до 6,000,000 штук *). Цена ему бывает различная — от 45 до 35 руб. за 1000 шт. Следовательно, принимая средние цифры количества и ценности, получим круглую сумму 300,000 р. с лишним негодной стоимости этого продукта в одном лишь Петербурге! Триста тысяч эти, благодаря скромным, но неутомимым и продолжительным изысканиям и опытам штабс-капитана Кобозева, изобретению которого посвящена наша брошюрка, могут теперь остаться в кармане у России!.. Могут, конечно, и не остаться, если изобретение г. Кобозева встретит та же фатальная и возможная лишь у нас, участь, которая подкосила и схоронила в архивных мраках уже не одно светлое начинание, смелый проблеск русского ума… К счастью, есть почтенные лица и, теперь их не мало, в кругу высокопоставленных деятелей, которым дорого всякое полезное приобретение, всякий поступательный шаг в отечественном преуспеянии.

Изобретение г. Кобозева составляет, разумеется, его секрет тем более, что он не оградил его доселе даже привилегией. За достоверное, мы можем сообщить одно, что огнеупорный кирпич г. Кобозева, после многих официальных испытаний оказался, нисколько не уступающим во всех отношениях английскому огнеупорному кирпичу самых высоких марок. Мало этого: кирпич г. Кобозева положительно превосходит английский! Дабы это не показалось кому голословным, выписываем здесь на удачу несколько данных из четырех журналов и акта производства опытов над означенным кирпичом г. Кобозева в зданиях Адмиралтейских Ижорских Заводов, в разных сварочных печах, — в присутствии целой комиссии, состоявшей из начальника заводов, многих инженер-механиков и других сведущих лиц.

«Для испытания были избраны пороги в печах», так как они «подвержены наибольшему жару». Испытания продолжались с 24-го ноября по 13-е декабря, «при двухнедельном продлении каждого и вот какие получены результаты: 22-го ноября сложен порог из английского кирпича, а два ряда верхних из английского же в разбежку с кирпичом Кобозева. Печь зажжена была 24-го ноября для проварки и ковки крупных железных вещей» и производилась день и ночь по 4 декабря. «По осмотре порога оказалось, что кирпич г. Кобозева остался в том же виде, в каком был положен, не изменив своего вида и формы», — «английский же оказался в измененном виде, почему пришлось порог переделать» (См. в приложен. № 1 журнала).

При другом опыте, тоже в пороге, оказалось при осмотре последнего, что, после четырнадцати-дневного производства работ «кирпичи Кобозева остаются в совершенно целом состоянии без малейшего изменения своего вида, с сохранением остроты углов, тогда как английские изменили свой вид, углы закруглились и проч.» (См. № 2 журн.).

Желающих удостовериться во всем вышесказанном более обстоятельно и пространно, мы отсылаем к приложенным ниже целиком документам и чертежам.

Итак, пред нами факт — факт неоспоримый одного из немногих начинаний в деле развития нашей внутренней производительности до уровня, где она смело и блистательно вступает в соперничество с своим старейшим и могущественным прототипом! Мы сказали выше, да это и всякому ясно, что на этом благотворном пути всякий, даже малейший, успех, есть только новый прочный шаг к нашему внутреннему и внешнему преуспеянию.

Конечно, то положение, в каком еще находится пока изобретение г. Кобозева, приняв во внимание существующие у нас всякие возможные и невозможные случайности, быть может несколько рискованно заранее предсказывать ему полный успех и широкое применение; но мы имеем данные утверждать, что такое предсказание, в виду добытых испытаниями результатов, более чем благовременно.

Во-первых, как это само собой обнаруживается, с развитием возможно обширнейшим, изобретения г. Кобозева сопряжены не только выгоды самого изобретателя и его будущих потребителей, но и всей русской производительности, вообще.

Во-вторых, кирпич г. Кобозева, совмещая в себе и даже превосходя все достоинства употреблявшегося доселе английского — будет, во всяком случае, значительно дешевле последнего и тем на большую разность, чем больше и значительнее будет идти спрос на него. Следовательно — тут прямой естественный расчет всех заводчиков, все учреждения, казенные и частные, потребляющие упомянутый кирпич, желать и содействовать возможно скорому и обширному развитию его производства.

В-третьих, от умаления или даже и полного прекращения ввоза к нам английского кирпича потерь никому, кроме англичан, не предвидится. Наши таможни, по тарифному уставу, за ввоз этого кирпича никаких пошлин не взимали; да если б и взимали, то уменьшение оных, в этом случае, никак не могло бы служить в ущерб нашим государственным доходам. Это ясно, по здравому смыслу.

Остается пожелать, чтобы Морское Министерство, всегда из первых содействовавшее всякому доброму почину на производительном поприще, и на этот раз отнеслось, со свойственным ему просвещенным вниманием к изобретению г. Кобозева тем скорее и сочувственнее, что последнее, по существу своему, близко касается его интересов. По свойству своим обширных производств, Морское Министерство едва ли не главнейший потребитель у нас огнеупорного кирпича.


*) В 1871 году по 1 декабря привезено: 4,999,049 шт.; в декабре 35,600 шт.; всего за этот год: 5,034,049 шт.

 

 

ЖУРНАЛ № 1.

Производства опытов над огнеупорным кирпичом изобретения штабс-капитана Кобозева, в здании паровой кузницы в сварочной печи №1 при Адмиралтейских Ижорских Заводах.

 

1871 года ноября 22 дня сложен порог из английского кирпича; а два ряда верхних, сложены в разбежку из английского (Марка Манчестер) и огнеупорного штабс-капитана Кобозева.

Печь зажжена в 3 часа ночи на 24 ноября, работа: проварка и ковка крупных железных вещей производилась день и ночь.

 

НАБЛЮДЕНИЯ.

24 ноября в 12 часов дня, когда были посажены складки, порог стоял в том же виде в каком был сложен.

26-го ноября вечером печь в действии остановлена, по осмотре которой 27-го ноября оказалось, что порог остался в том же виде без всяких изменений и оставлен для продолжения работ.

29 ноября печь пущена снова в действие и по осмотре порог остался ничуть не поврежденным.

4 декабря по окончании работ и по охлаждении печи, по осмотре порога оказалось, что кирпич штабс-капитана Кобозева остался в том же виде, в каком был положен, не изменив своего вида и формы и слегка ошлаковался. Нижние же ряды английского и промежуточные английские кирпичи оказались в измененном виде; почему пришлось порог переделать и опыты в этой печи окончить.

 

К журналу № 1.

Чертеж порога в проварочной печи № 1, большой паровой кузницы при ижорских заводах с показанием укладки огнеупорного кирпича, изобретенного Штабс-Капитаном Кобозевым.

Подлинный подписали: инженер-подполковник Павлов, инженер-механики: штабс-капитан Титов, поручик Кмита 2-й, кузнечный мастер Рейхардт; при опытах присутствовал штабс-капитан Кобозев.

Начальник Ижорских Заводов Инженер-Полковник Зарубин 1-й.

С подлинным верно: Делопроизводитель Быков.

 

ЖУРНАЛ № 2.

Производства опытов над огнеупорным кирпичом штабс-капитана Кобозева, в здании малой прокатной мастерской, в сварочной печи №7 при Адмиралтейских Ижорских Заводах.

1871 года ноября 27 дня сложен порог в малой прокатной мастерской в сварочной печи, два ряда верхних в разбежку из английского кирпича самого высокого достоинства (Марка Кордован) и огнеупорного штабс-капитана Кобозева.

Печь зажжена 28 ноября вечером для проварки крупных железных листов, работа производилась день и ночь.

 

НАБЛЮДЕНИЯ.

1 декабря в 3 часа пополудни, осмотрена печь и оказалось, что кирпич, обеих марок остался в том же виде, в каком был сложен.

4 декабря по прекращении работ и остужении печи, осмотрен порог и оказалось, что кирпичи штабс-капитана Кобозева остаются в совершенно целом состоянии без малейшего изменения своего вида, с сохранением остроты углов, тогда как английские кирпичи сложенные между кирпичами Кобозева изменили свой вид, углы закруглились и потому два кирпича — один Кобозева и один английский, выломаны и представлены для обозрения; при этом клеймо на кирпиче Кобозева находится в том виде, как было и при укладке в печи. Заложив выломанное пространство сплошь кирпичами Кобозева, печь оставлена для дальнейшего производства работ.

8 декабря, печь осмотрена и найдена в полной исправности и порог оставшийся нисколько неизменившимся и не поврежденным.

13 декабря, печь осмотрена и найдена в полной исправности, порог не тронутым кроме некоторых английских кирпичей, которые незначительно отекли. Кирпич же Кобозева остался в неизмененном виде.

 

К журналу № 2.

Чертеж порога в сварочной печи № 7 малой прокатной мастерской при Ижорских заводах с показанием укладки огнеупорного кирпича, изобретенного штабс-капитаном Кобозевым.

Подлинный подписали: инженер-подполковник Павлов, инженер-механики штабс-капитан Титов, поручик Кмита 2-й, кузнечный мастер Рейхардт; при опытах присутствовал штабс-капитан Кобозев.

Начальник Ижорских Заводов инженер-полковник Зарубин 1-й.

С подлинным верно: Помощник Делопроизводителя Быков.

 

ЖУРНАЛ № 3.

Производства опытов над огнеупорным кирпичом изобретения штабс-капитана Кобозева, в здании малой прокатной мастерской в сварочной печи №1 при Адмиралтейских Ижорских Заводах.

 

1871 года ноября 27 дня сложен порог в сварочной печи-от подошвы и до верха из кирпича, изобретенного штабс-капитаном Кобозевым.

Печь зажжена 28 ноября вечером для проварки больших криц, для ковки под молотому работа производилась день и ночь.

 

НАБЛЮДЕНИЯ.

1 Декабря в 2 часа по полудни осмотрена печь п порог найден в том же виде как были сложены.

4 декабря по окончании работы и охлаждении печи порог осмотрен и найден без малейшего изменения и повреждения.

8 декабря печь осмотрена и порог стоит без изменений и повреждений в том виде, в каком был сложен.

13 декабря была осмотрена печь и оказалось, что порог сложенный из кирпича Кобозева стоит нисколько не вредим и оставлен для дальнейшего производства работ.

 

К журналу № 3.

Чертеж порога в сварочной печи № 1 малой прокатной мастерской при Ижорских заводах, сложенного из кирпича штабс-капитана Кобозева.

Подлинный подписали: инженер-подполковник Павлов, инженер-механики штабс-капитан Титов, поручик Кмита 2-й, кузнечный мастер Рейхардт; при опытах присутствовал штабс-капитан Кобозев.

Начальник Ижорских Заводов инженер-полковник Зарубин 1-й.

С подлинным верно: Помощник Делопроизводителя Быков.

 

ЖУРНАЛ № 4.

Производства опытов над огнеупорным кирпичом изобретения штабс-капитана Кобозева, в здании малой прокатной мастерской в сварочной печи №2 при Адмиралтейских Ижорских Заводах.

 

1871 года декабря 4 дня сложен вновь порог, одна половина по длине из Английского самого высокого качества, а другая изобретенного штабс-капитаном Кобозевым, при чем для усиленнейшего испытания кирпича г. Кобозева половина порога из Английского кирпича возвышена на один ряд, дабы тем усилить ход пламени чрез порог вновь испытываемого кирпича.

Печь зажжена 6 декабря вечером, работа проварка крупных железных криц день и ночь.

 

НАБЛЮДЕНИЯ.

8 декабря печь находится в полной исправности, при чем порог остается в том виде, в каком был сложен.

13 декабря порог оставался не попорченным, а потому и оставлен для продолжения работ. Кирпич Кобозева не уступает Английскому, несмотря на невыгодные условия, с какими порог был сложен, что видно на чертеже к № 4.

 

К журналу № 4.

Чертеж порога в сварочной печи № 2 малой прокатной мастерской при Ижорских заводах с показанием укладки огнеупорного кирпича, изобретенного штабс-капитаном Кобозевым.

Подлинный подписали: инженер-подполковник Павлов, инженер-механики штабс-капитан Титов, поручик Кмита 2-й, кузнечный мастер Рейхардт; при опытах присутствовал штабс-капитан Кобозев.

Начальник Ижорских Заводов инженер-полковник Зарубин 1-й.

С подлинным верно: Помощник Делопроизводителя Быков.


 

К журналам №№ 1, 2, 3, 4.

АКТ

К испытаниям делаемым над огнеупорным кирпичом штабс-капитана Кобозева.

 

Мы нижеподписавшиеся на основании отношения Конторы С.-Петербургского Порта, Начальнику Адмиралтейских Ижорских заводов, от 15-го ноября сего года за № 7353 и резолюции Начальника Ижорских Заводов на означенном отношении, производили опыты над огнепостоянным кирпичом штабс-капитана Кобозева, согласно прилагаемых при сем четырех журналов с 4-мя чертежами порогов различных печей, при чем пороги для испытания были приняты нами за лучшее место в печи, как подверженные наибольшему жару; с 24-го ноября и по 13 , декабря, при двухнедельной продолжительности каждого испытания, нашли, что огнепостоянный кирпич штабс-капитана Кобозева нисколько не уступает обыкновенно употребляемым в России маркам английского огнепостоянного кирпича; для окончательных результатов стойкости этого кирпича положили продолжить испытание сложенных из сего кирпича порогов до разрушения их. Село Колпино, декабря 13 дня 1871 года. Подлинный подписали: инженер-подполковник Павлов, инженер-механики: штабс-капитан Титов, поручик Кмита 2, кузнечный мастер Рейхардт и начальник Ижорских заводов инженер-полковник Зарубин 1, при опытах присутствовал штабс-капитан Кобозев.

С подлинным верно: Помощник Делопроизводителя Быков.

 

Дополнительный акт.

Об окончательных результатах испытания над огнеупорным кирпичом штабс-капитана Кобозева.

Мы нижеподписавшиеся в дополнение акта, составленного 13-го Декабря 1871 года, продолжали наблюдение в малой прокатной мастерской при Адмиралтейских Ижорских Заводах, над порогом в сварочной печи № 1-й, сложенным из огнепостоянного кирпича Штабс-Капитана Кобозева и нашли, что кирпич Кобозева с 27 Ноября 1871 г. по 8-е Января 1872 года включительно при ежедневной работе день и ночь в течении 29½ суток остался в совершенно целом виде и потому только выломан, что печь, по причине разрушившейся части стены сложенной из английского кирпича, назначена в переделку.

По осмотре выломанного из порога кирпича Кобозева, оказалось: что кирпич Кобозева нисколько не ошлаковался, тогда как английский, в параллель ему употребленный в других печах, весьма значительно ошлаковался с потерею даже своей наружной формы; вследствие чего заключаем, что кирпич образцов представленных заводу г. Кобозевым, может считаться не только не уступающим английскому, — но даже превышающим его. С. Колпино, 10 января 1872 г.

Подлинный подписали: кузнечный мастер Рейхардт, инженер-механик, поручик Кмита 2, инженер-механик штабс-капитан Титов, инженер-подполковник Павлов, Начальник Ижорских заводов, инженер-полковник Зарубин 1-й. При опытах присутствовал штабс-капитан Кобозев.

С подлинным верно: Делопроизводитель Филиппов.

Комментарии к этой публикации закрыты.