А.И.З.; И.З.

Шамотный кирпич И.З. 13. Фото Любомира Бакина
Шамотный кирпич И.З. 13. Фото Любомира Бакина

В 1871-72 годах на Адмиралтейских Ижорских Заводах Морского Министерства в с. Колпино в сварочных печах прошли успешные испытания огнеупорные кирпичи, изобретенные штабс-капитаном Е.В. Кобозевым (его собственного производства)[1].

В 1873 году на Ижорских заводах был освоен выпуск огнеупорного кирпича из боровичской глины, который мог иметь конкурентные преимущества перед импортным огнестойким кирпичом.

Об устройстве при Ижорских заводах мастерской для выделки огнеупорных кирпичей.

Крайние даты: 22.02.1873-26.08.1876[2]

Отметим, что до запуска собственного производства огнеупоров, одним из поставщиков огнепостоянных кирпичей был Алексей Иванович Мартынов.

Выделка шамотного кирпича на Ижорском заводе детально рассмотрена в книге «Месторождения огнеупорных материалов в России и способы выделки огнеупорных изделий применяемые на русских горных заводах»:

В виду постройки газопудлинговых и газосварочных печей (по системе инженера Меллера), в Адмиралтейском Ижорском заводе, лет 8 назад, введено производство огнеупорного кирпича.

Предварительно сделаны были изыскания огнеупорных глин в Олонецкой губернии и в то же обращено внимание на месторождения таких же глин в Новгородской губернии, Боровичского уезда.

Сначала разведки были направлены на месторождение Вытегорской глины, известной хорошими качествами, но она по испытанию оказалась не вполне огнеупорною.

Пробы Боровичских глин взяты в разных местах этого уезда, с обоих берегов р. Мсты, как-то: от села Бобровиково, Сумань, Спаса, дер. Шибатовой, Ждани, Коегощи, Борович и др.; на протяжении 15-20 верст глины оказались весьма разнообразных качеств. Почти во всех этих местностях порядок наслоений одинаков; сверху так называемая чура (гальки, разный щебень, нанос), ниже темно-серая глина (иногда с прослойками каменного угля и серого колчедана); далее глина рассыпчатая (сухарь); глубже совершенно белая, пластичная, жирная, превосходных качеств глина кусковая. Эти два сорта, сухарь и кусковая, оказались лучшими; сорта же темные значительно уступали им, особенно вследствие значительного содержания серого колчедана. Поэтому решено было из боровичских глин употреблять сухарь и кусковую из которых до сих пор выделывается кирпич на Ижорском заводе.

Формовка кирпича частью машинная, частью ручная. Машина Шликейзена (из Берлина), имеющаяся в заводе, представляет вертикально стоящую бочку с вращающимся внутри железным валом, вдоль которого расположены ножи и лопасти, нажимающие массу к низу, где помещается прочная деревянная форма. Сильно спрессованная масса выходит в виде бруса, катится по поверхности, состоящей из валиков (диаметром в 1,25 дюйма), и здесь режется проволокой, натянутой в чугунной подвижной раме.

Ручная формовка производится как обыкновенно и, по прошествии двух дней когда сырец завянет, его прессуют винтовым прессом.

Машиною делают мелкие сорта; обыкновенный 9″x 4,5″x 2,5″ и клинья с пласти продольный и поперечный. Более крупные и лекальные сорта, по невозможности делать их машиною, производятся ручной работой.

Мастерская помещается в почти круглом здании в два света; в середине его помещена кирпичеобжигательная печь, от которой тепло, остающееся после обжига, проводится железными трубами по верхним стеллажам. Стеллажи проходят во всю вышину здания и для сушки нижних рядов сырца, расположенного на них, на полу нижнего этажа проложены железные дымовые трубы от небольших печурок, отапливаемых мусором, остающимся от газо-пудлинговых и газосварочных печей.

Кирпичеобжигательная печь двойная; каждая часть её шириной 7 фут. и 3 дюйма, длиною 12 фут., высотою 10,5 фут. и вмещает 6,000 кирпичей. На средней стенке, разделяющей печь на эти две части сверх прогаров в сводах печи, стоит труба диаметром 2,5 фута и высотою 40 футов.

Обжиг производится дровами; сперва разводят легкий огонь (гонять на подкурку) и так держат его двое суток; затем когда выделение пара прекратиться, что наблюдается через верхнее окно, температура постепенно повышается в течении 1,5 – 2 суток и доведя её до белого каления, трубу закрывают, а топки замазывают глиной.

Дров расходуется 6 сажень (9 четвертовых) на садку 12,000 кирпичей, т. е. 0,5 сажени на 1,000 штук.

Выделывая ежегодно 300,000 штук кирпичей, мастерская вполне обеспечивает Ижорский завод огнеупорным материалом[3].

Информация о кирпичном производстве на Адмиралтейских Ижорский Заводах из юбилейного издания 1903 года:

В конце 70-х и начале 80-х годов усилилась деятельность лесопилен и особенно кирпичных заводов, построенных в 1764-м году. Кроме Адмиралтейства, заводы доставляли цемент, лесные материалы и кирпич в Кронштадт для строительства канала Петра Великого и для Царскосельских Их Императорских Величеств домиков «Павел Луст», иначе Павловска. Стоимость на месте 1000 кирпичей определялась в 3 рублей 8 копеек.

Все служащие на заводах подчинены командиру. Он следит за сохранностью и целостью зданий, машин, материалов и за производством работ. Наблюдает, чтобы во время работ как днем, так и ночью ни на заводы, ни с заводов без билета никого не впускали, для чего должен быть особый караул и следить, чтобы при ночных работах были наготове пожарные приспособления. Должен заботиться, чтобы по реке Ижоре, в предупреждение засорения её, не проводились плоты и дрова, и чтобы бревна на распиловку вводились очищенными от коры; следить за санитарным состоянием заводского селения и за тем, чтобы в селенье не было беспаспортных. Следить, чтобы вблизи казенных строений не было питейных домов, постоялых дворов, харчевен и других публичных заведений, а также кирпичных заводов.

В 1797-м году, из находящихся при заводах 14 кирпичных шатров, 4 шатра были отданы генерал-майору Герарду, для изготовления кирпича для строящегося при Ижорских заводах оружейного завода артиллерийского ведомства.

С конца 1887-го года на кирпичном заводе была введена задельная плата.

В начале 1873-го года Генерал-Адмиралом были одобрены предложенные Главным Командиром Санкт-Петербургского порта и горным инженером Меллером проекты переустройства Ижорских Адмиралтейских Заводов, и приказано было немедленно приступить к их выполнению и, прежде всего, построить кирпичных и железоделательный заводы.

В построенном в 1873-м году заводе для изготовления огнеупорного кирпича, были установлены две пары глиномятных бегунов, дробильные валки для измельчения кирпичного щебня, два гидравлических колеса, в 30 сил каждое, 2-х местная кирпичеобжигательная печь с четырьмя топками, вмещающая одновременно до 12000 кирпичей. В 1874-м году приобретена кирпичеделательная машина Шликейзена, выделывающая 500 кирпичей в день. В 1886-м году одно из колес было заменено турбиною в 50 сил.

В 1902-м году, для усиления производства огнеупорного кирпича, построен новый кирпичный или шамотный завод. На кирпичном заводе изготавливается огнеупорный кирпич: обыкновенный, двойной, плитный, пирамидальный, сифонный и других сортов, и выделывается мятая глина для кладки и формовки. В ведении этого завода находятся ремонт и постройка печей.

Большая потребность в строительном кирпиче и высокая рыночная стоимость его побудили Морское Министерство ввести производство этого кирпича на Ижорских заводах, тем более, что на земле, принадлежащим заводам, оказались залежи глины. В 1899-м году построена Гофманская печь и начато производство строительного кирпича. Годовая производительность этого кирпича достигает 5 миллионов и удовлетворяет прежде всего нуждам Ижорских заводов, расходующих значительное количество этого материала при постройках, а затем и потребность других учреждений Морского ведомства.[4]

На выставке 1882 г. в Москве за огнеупорные кирпичи «хорошего качества» был получен Диплом третьего разряда[4].

Производительность огнеупорного кирпича с 1873 по 1902 г.

В 1898 г. старший инженер-механик Баранцов представил в Отдел Заготовлений Главного Управления Кораблестроения и Снабжений пустотелый огнеупорный кирпич собственного изобретения весом в 5 фунтов 45 золотников[5].

Нормальный вес обыкновенного кирпича, изготовляемого на Ижорских Заводах, в то время составлял 8 фунтов.

17 августа 1898 г. Отдел Заготовлений уведомил Морской Технический Комитет, что Ижорским заводам предложено изготовить некоторое пробное количество легковесных кирпичей под наблюдением Помощника старшего инженер-механика Баранцова.

11 февраля 1899 г. Отдел Заготовлений писал в Технический Комитет:

…по полученному ныне отзыву Адмиралтейских Ижорских Заводов, наряд на изготовление 500 огнеупорных кирпичей шихты, состоящей из 25% опилок и 75% глины с шамотом, заводами принят к исполнению, и будет выполнен в срок около 4-5 недель, по цене 50 р. за тысячу.

Кирпичи прошли испытания пламенем при температуре 1800°C на пороге отражательной печи.

Отмечалось, что кирпич Баранцова немного отличается от обыкновенных меньшей хрупкостью, «но по вязкости уподобляется той же крепости, кроме того весьма удобен при обработке».

Легковесный огнеупорный кирпич был предложен Техническим Комитетом к повсеместному введению для обкладки стен в топках водотрубных котлов (в том числе устанавливаемых на миноносцах).

Журнал «Неделя строителя» сообщал:

Легковесный кирпич.

«Петербургскому Листку» сообщают, что инженер-механик флота Баранцов изобрел легковесный огнеупорный кирпич, весом не более 5 фунтов. Вес обыкновенного кирпича колеблется между 8 и 9,5 фунтов. Кирпич инженера Баранцова введен в употребление Морским ведомством и изготовление его поручено Ижорским казенным заводам.

30 марта 1900 г. германский морской агент барон Шиммельман спрашивал разрешение на получение образцов кирпичей Баранцова, либо на сношение с Адмиралетейским Ижорским Заводом. Удовлетворено ли было данное прошение, неизвестно[5].

Клейма И.З. и А.И.З. Ижорских заводов встречаются в большом количестве вариантов, их фотографии мы помещаем ниже. Заглавия выявленных нами архивных дел дают представление о развитии кирпичного производства в с. Колпино. Как уже было сказано, кроме шамотного, Ижорские Заводы выпускали строительный кирпич.

Шамотный кирпич А.И.З. с одним якорем. Фото Любомира Бакина
Шамотный кирпич А.И.З. с одним якорем. Фото Любомира Бакина

О капитальном исправлении здания кирпичеобжигательной печи.

Крайние даты: 1891[6]

Две разновидности клейм на шамотных кирпичах Ижорского завода. Фото Владимира Красильникова
Две разновидности клейм на шамотных кирпичах Ижорских заводов. Фото Владимира Красильникова

О строительстве сарая для хранения огнеупорного кирпича.

Крайние даты: 1895[7]

Шамотный кирпич с клеймом А.И.З. Фото Виктора Артемова
Шамотный кирпич с набивным клеймом А.И.З. Фото Виктора Артемова

Об устройстве новых кирпичеобжигательных печей.

Крайние даты: 1896[8]

Шамотный кирпич с набивным клеймом А.И.З. с якорем. Фото Владимира Красильникова

О постройке кирпичного завода.

Крайние даты: 1897[9]

Красный кирпич с клеймом А.И.З. в прямой рамке. Фото Любомира Бакина

Об увеличении кирпичного производства на заводе.

Крайние даты: 1897[10]

Кирпич с клеймом А.И.З. (без якорей). Фото Владимира Красильникова
Кирпич с клеймом А.И.З. (разновидность). Фото Владимира Красильникова

О выделке на заводе легковесных огнеупорных кирпичей.

Крайние даты: 1898[11]

Кирпич с клеймом А.И.З. 55 с двумя якорями и куполом. Фото Михаила Попова
Кирпич с клеймом А.И.З. 55 с двумя якорями и куполом. Фото Михаила Попова

О прекращении на заводе выделки огнеупорного кирпича.

Крайние даты: 1899[12]

Красный кирпич с клеймом А.И.З. (без купола, с двумя якорями). Фото Михаила Макарова
Красный кирпич с клеймом А.И.З. (без купола, с двумя якорями). Фото Михаила Макарова

О постройке завода для выделки огнеупорного кирпича.

Крайние даты: 1899[13]

Кирпич с клеймом А.И.З. с одним якорем. Фото Надежды Зуевой
Кирпич с клеймом А.И.З. с одним якорем. Фото Надежды Зуевой

О постройке второй гофманской печи и об эксплуатации кирпичного завода.

Крайние даты: 1900[14]

О постройке при заводе завода для выделки огнеупорного кирпича. Том. 1 и Том. 2

Крайние даты: 1901[15]

О приобретении машин для выделки строительного кирпича.

Крайние даты: 1901[16]

О назначении мастеру железнокотельной мастерской подполковнику Порунову добавочного содержания в размере 1200 рублей в год за заведывание двумя кирпичными заводами.

Крайние даты: 1903[17]

В начале 1900-х гг. заведующий Адмиралтейским Ижорским Заводом в Колпино мастер Г.С. Пильсудский писал о кирпичеделательной машине «Геркулес» специалисту по глиноведению М.И. Белавенецу:

Машина «Геркулес» работает у меня вот уже третий месяц, и в общем должен сказать, что это весьма ценное приобретение для всякого кирпичного производства, как обыкновенного, так и для огнеупорного. Я работал на ней с красною глиною и белою. Делал простые, фасонные и огнеупорные кирпичи и также и валюшки для шамота из «сухаря», и во всех случаях, если только все будет в порядке, т. е. довольно рабочей силы и заготовлено глины в достаточном количестве, эта машина не только оправдает себя, но и выручит, т. к. самое главное ее качество — это не ломкость частей, не особенная сложность, и к ней легко приспособиться и приучить людей. Я лично во многих случаях предпочту «Геркулес» ленточной машине, т. к. на нем я могу, как оказалось, работать со всякой глиной — даже той, которая имеет примесь камней величиною в кулак. Для обыкновенного кирпича в мундштуке имеется 5 отверстий, а для огнеупорного 6 и т. д.; разумеется, какой величины камень может проскочить в отверстие, зависит от величины этого отверстия, но если бы по какой причине этот камень застрял (у меня 2 камня неправильно легли друг на друге), то предохранительная пружина оттопыривается и дает таким образом знать, что надо на время машину остановить, чтобы это отверстие осмотреть.

Мне не приходилось на этой машине получать более 15.000 сырца в 10 часов работы, но это только в виду полной неприспособленности и неудобства. Видя и испытав, как она работает, могу смело утверждать, что продуктивность машины может выразиться в 2000 сырца в рабочий час, а то и больше, т. к. все зависит от приготовленности к работе. Будучи один раз стеснен некоторыми обстоятельствами, я мог сделать в 10 рабочих часов на машине — лишь 10.000 сырца.

Стоимость производства выразилась бы деньгами по 75 — 90 коп. за тысячу сырца.

Двигатели требуются разные: для красного кирпича до 30 сил, а огнеупорного до 40 — 45 сил. Сила пресса, по-моему, для обыкновенной глины достаточна и по испытании кирпич в обожженном виде выдержал на раздробление до 48 — 52 пуд. Что же касается до огнеупорного кирпича, где эта функция не главная, то уже нечего и говорить — хотя мне приходится, в виду особых обстоятельств производства, приготовлять огнеупорного кирпича 1 сорта, кирпич перепресовывается, т. е. делать то же, что и при ленточной машине, но это достигается гораздо проще, скорее, а потому и дешевле.[18]

Еще ряд дел по кирпичному заводу А.И.З.:

О командировании заведующего кирпичным заводом подполковника Порунова в Боровичский уезд, Новгородской губернии, для ознакомления со способами добычи глины.

Крайние даты: 1903[19]

О передаче подрядчикам работ по производству на заводе строительного кирпича.

Крайние даты: 1904[20]

О приобретении в Берлине испытательных конусов (кеглей) Зегнера, требующихся для обжига огнеупорного кирпича.

Крайние даты: 1904[21]

О передаче подрядчикам и порядовщикам работ по производству на заводе строительного кирпича в 1905 году.

Крайние даты: 1904[22]

О приобретении электрического двигателя для кирпичного завода.

Крайние даты: 1907[23]

О расширении завода для выделки шамотового кирпича.

Крайние даты: 1908[24]

Об изготовлении кирпича для портов.

Крайние даты: 1908[25]

Об отпуске заводом кирпича для постройки храма-памятника погибшим морякам в войну 1904-1905 гг.

Крайние даты: 1910[26]

Об устройстве кольцевой печи в кирпичном заводе.

Крайние даты: 1912[27]

Об изготовлении кирпича для портов и судов флота.

Крайние даты: 1910[28]

Волжско-Камский коммерческий банк. Переписка правления банка с Поляковым-Ковтуновым о выдаче гарантийного письма для выполнения заказа Ижорского завода на доставку кирпича.

Крайние даты: 10.05.1917-09.11.1917[29]

Сведения фабричного инспектора Т.Ф. Саноцкого (1904 г.):

Завод Адмиралтейства в Колпине Царскосельского уезда, на левом берегу реки Ижоры. Существует с 1899 года. Производство смешанное. 1 Гофманская печь. 16 камер. 6 конных глиномяток. Американская кирпичеделательная машина «Геркулес» фирмы Фрид и Клооз. Ленточный пресс Смита. 2 электродвигателя. Рабочих около 200.[30]

Справочник 1913 г.:

5286. Ижорский кирпичный завод (морского министра) — пос. Колпино, Царскосельского у.[31]

Адрес конторы на 1915 г.:

Обуховский и Ижорский кирпичные заводы: Контора. Лиговская, 63, тлф. 659-65.[32]

По статистике Виктора Артемова, максимальный зафиксированный номер на клейме А.И.З. — 76; И.З. — 30.

 

Источники

[1] Огнеупорный кирпич изобретения штабс-капитана Кобозева. – СПб.: nип. т-ва «Обществ. польза», ценз. 1871. – 17 с.: черт.

[2] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 8. Д. 821.

[3] Месторождения огнеупорных материалов в России и способы выделки огнеупорных изделий применяемые на русских горных заводах / Сост. горный инженер П. Миклашевский. – СПб.: тип. Д.И. Шеметкина, 1881. – С. 95-99.

[4] Городков Г.И. Адмиралтейские ижорские заводы. – СПб.: тип. Мор. м-ва, 1903. – С. 24, 33, 130-131, 170.

[5] РГАВМФ. Ф. 421. Оп. 3. Д. 392.

[6] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 5296.

[7] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 5354.

[8] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 96.

[9] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 5372.

[10] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 204.

[11] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 353.

[12] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 454.

[13] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 661.

[14] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 5448.

[15] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Дд. 700 и 700А.

[16] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 706.

[17] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 953.

[18] Белавенец М.И. Кирпичеделательные машины «Геркулес» и «Эврика» и их действие в сравнении с ручной выделкой сырца-кирпича. Соч. № 6. (Докл., чит. в собр. Имп. СПб. О-ва Архитекторов 18-го фев. 1903 г.) – 2-е изд., СПб.: «Глиноведение», тип. СПб. Градоначальства, 1913. – (Глиноведение. Кирпичное производство). – С. 47-48.

[19] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 1018.

[20] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 1255.

[21] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 1321.

[22] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 1345.

[23] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 1911.

[24] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 2098.

[25] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 6253.

[26] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 3903.

[27] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 2775.

[28] ЦГИА СПб. Ф. 1349. Оп. 1. Д. 6309.

[29] РГИА. Ф. 595. Оп. 2. Д. 238.

[30] Саноцкий Т.Ф. Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках. – СПб.: Издательство A.Э. Винеке, 1904. – С. 22.

[31] Фабрики и заводы всей России: сведения о 31,523 фабриках и заводах. IV. Фабрично-заводской отдел. – Киев: Книгоиздательство Товарищества Л.М. Фиш, 1913. – Стб. 327.

[32] Вся технико-строительная промышленность Петрограда / Издание Технико-Промышл. Изд-ва Я.Н. Игнатовского. Петроград-Москва. – Петроград: тип Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1915. – С. 234.

Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов

Комментарии к этой публикации закрыты.