Приспособления мастерских при гончарных заводах

Находя совершенно излишним перечислять приспособления или, правильнее сказать, — орудия мастерских, считаем необходимым только пояснить размеры, устройство и назначение тех из них, которые недостаточно объяснены при описании, как помещений, так и ниже — в отделе техники работ, так например:
1) Чаны для отмучивания глины. Эти сосуды, представляющие обыкновенные деревянные чаны, первый из них вышиною в 2 1/4 дюйма (т.е. во нею длину клепки) и шириною: в верхней его части в 1,5 арш. и в нижней (дно) — в 1 1/4 аршина, а второй немного ниже первого, при увеличенной несколько ширине, должны быть сделаны (всяким бондарем) из вершковых дубовых клепок с железными обручами.
В первом (большом) из них разбалтывается глина с водой посредством, приспособленного весла, до консистенции известкового молока; второй же (меньший) чан служить только посудой, в которую передается отмученная глина из первого чана, предварительно процеженная сквозь густое проволочное сито, или прикрепленное в верхней части чана, или подвешенное над ним.
2) Лежанка для выпаривания глины. Лежанка эта устраивается из кирпича на подобие печки с плитой, с той только разницей, что в верхней части ее, вместо плиты, вделывается или чугунная сковорода продолговатой четырехугольной формы, или, в крайнем случае, котел, в каковых варится или, правильнее сказать, выпаривается отмученная глина, при чем для вытягивания паров устраивается над лежанкой железный колпак и с такой же трубой, которая отводится или в отверстие потолка или же в верхний колодец, устроенный в смежной стене. Независимо своего прямого назначения, лежанка эта должна также служить для обогревания и того помещения, в котором производится на кругах формовка посуды, для чего с нижних колодцев той же стены, куда должна быть направлена тяга из лежанки необходимо провести с противоположной стороны стены также железную трубу, которая, обогнув стены мастерской, должна быть выведена другим концом в верхний колодец, т.е. туда, куда будет направлен пар с лежанки, но только с противоположной стороны.
3) Жернов для помола песку и пр. Так как для приготовления посуды, предназначенной выдерживать сильный жар, каковы: кастрюли, кухонные горшки, жаровни и пр., необходима глина более огнеупорная, чем для других каких либо поделок, то к глине подмешиваются огнеупорные материалы, как напр, белый кварц, черепки обожженной посуды и пр. Для измельчения всего этого в порошок необходим жернов, состоящий из 2-х небольших, круглых камней: нижнего неподвижного и верхнего, — приводящегося в движение посредством веретена, приспособленного подобно тому, как и в чане для отмучивания глины. А так как огнеупорные примеси могут быть на столько крупны, что принести их в порошок по средством жернова не представляется возможным, то необходимо предварительно привесть их в более мелкое состояние в чугунной толчее (ступе), образцом для которой может служить обыкновенная просеянная толчея.
Разумеется, работы на этих приспособлениях будут слишком тяжелы для человека, и потому таковы и могли быть приспособлены или к конному приводу, или при мельнице.
4) Горн для обжигания посуды — устраивается из обыкновенная кирпича, толщиною в два кирпича, т.е. 12 вершков; надземная часть его должна иметь в основании квадрат по крайней мере 5 аршин, что составит внутри печи площадь в 3,5 арш. квадратом.
Что же касается вышины печи, то это зависит от вышины помещения, так как обе камеры должны во всяком случае быть в наруже уже потому, что нагрузка и верхней камеры должна производиться не на чердаке, а с мастерской или, как сказано выше, обжигательного помещения. Но так как вышина обжигательного помещения установлена ранее в 5-ть арш., то при распределении вышины печи надлежало бы придерживаться следующих размеров: верхнюю камеру сделать в 1 3/4 арш. вышины, а нижнюю в 2 3/4; что же касается топки и зольника, то таковые могут быть ниже уровня пола, для чего должен быть сделан подъямник.
Образец такой четырехугольной печи рекомендуется потому, что он получил применение у нас в России и оказался удовлетворяющим своему назначению, но чтобы устройство такой печи можно было назвать совершенством — сказать нельзя. Заграницей, где улучшенное гончарное производство сильно развито, четырехугольные печи заменены, например, круглыми, с обратным направлением пламени и проч., которые дают возможность, при небольших затратах горючего материала, не только развивать более сильный и более равномерный жар, но в тоже время применять его и для сушки посуды, проводя таковой посредством железных труб, чрез мастерские, — но рекомендовать такую систему устройства печей для кустарно-заводской промышленности не представляется возможным, так как устройство ее потребует слишком специальных знаний и значительно больших расходов.

5) Жернов для помола глазури. Для этой цели могут быть употребляемы как жернов, предназначенный для измельчения примесей к глине, так и чугунный вальцовки, небольших размеров, которые употребляются в красочных магазинах для растирания красок. Гончарами же — кустарями, по преимуществу, употребляются жернова каменные, состоящие из двухъ камней, которые совместно образуют цилиндр диаметра 3/4 аршина и высоты 4-5 вершков. Жернова эти бывают различного устройства.
В первом случае камень, выдолблен и представляет как бы сосуд с прямым дном, по средине которого вделан стальной подшипник. В это вместилище вставляется другой камень, сквозь средину которого проходить железный стержень, с выдающимся нижним концом, наваренным сталью и действующим как шип. Стержень служит осью вращения камня приводимого в движение рычагом, один конец которого вставляется в углубление, выдолбленное в верхнем камне, а другой конец вдет в ушко из толстой кожи, укрепленное к потолку.
Вещества, подлежащие тонкому измельчению, всыпаются в промежуток между стенками обоих камней, а самое измельчение этих веществ, происходит от растирания их между дном нижнего камня и нижней поверхностью вращающаяся камня, которая почти плотно прилегает ко дну нижнего камня. Измельчение всех веществ, употребляемых для глазури, производится всегда при содействии воды, которая постоянно подливается в жернов, по мере того, как размельченные и взаимно смешанные вещества вытекают  из жернова через продолбленный сквозь нижний камень желобок в поставленный сосуд.
Жернов-же, более практичный и отличается от описанного только тем, что нижний камень не представляет выдолбленного сосуда, но подобен верхнему камню; боковой-же стенки нижнего камня делаются или из решеточной обечайки, или из дубовой бондарной клепки, скрепляемых с нижним камнем посредством железных или деревянньтх обручей, при чем обычайка эта должна быть такой вышины, чтобы могла закрыть по сторонам и верхний камень.
6) Печь для плавки красок глазури.
Своды в этой печи должны быть сделаны по возможности из огнеупорного кирпича и камера ее должна вмещать в себе несколько плавильных горшков за раз.
7) Реторта для приготовления глета. Для пережигания продажного свинца, чтобы обратить его в окись свинца (глет), исключительно у потребляемая гончарами — кустарями для глазури (или как называют сами гончары  «полива») употребляется реторта, — небольшая однодонная чугунная кубышка, которая наклонно кладется на обыкновенный на скоро сложенный очаг. Гончары же —  кустари для этой надобности делают, так называемый «Бритван», т.е. небольшую печь, устраиваемую с боку возле отопочного отверстия горна. Для устройства бритвана сам гончар сперва выделывает сосуд из огнеупорной глины.
Такой сосуд, до употребления его в дело, просушивается на воздухе, а за тем вделывается в небольшую печку, в которой, прислоняясь к одной из продольных стен, вмазывается таким образом, чтобы во первых, бритван лежал на боку обращенным горловым отверстием к устью печи, во вторых, чтобы прямоугольная вырезка приходилась с боку на стороне, обращенной к топочному пространству бритвана и, наконец, в третьих, чтобы между вырезкою и противоположною стеною топочного пространства находился промежуток в 4-5 вершков, в котором производится сжигание топлива, состоящего из мелко колотых (щепы) сосновых или дубовых дров. Для выхода продуктов горения делается отверстие наружу сзади бритвана.
Действие бритвана следующее: в сосуд кладут свинец, в количестве от 5 фун. и до 1,5 пуда, смотря по вместимости сосуда, затем зажигают топливо, пламя которого, проникая в сосуд чрез прямоугольную вырезку, ударяется о вогнутую поверхность сосуда, от которой, отражаясь, падает на свинец, расплавляя его в жидкую массу, постепенно густеющую и на конец превращающуюся в светло-красновато-желтоватое вещество, более или менее раздробленное и известное в продаже под названием глета.
Чтобы превратить 1/2 пуда продажного свинца в глет, необходимо употребить, но показанию гончаров, топлива на 50 коп., т. е. приблизительно 6 кубических футов складочной меры дров. Пережигание такого количества свинца длится 10-12 часов. После каждого пережигания необходимо употреблять новый глиняный сосуд потому, что бывший раз в употреблении лопается и разламывается, когда его извлекают из печи, чтобы добыть глет.
Во все время пережигания свинца в глет необходимо присутствие около бритвана рабочего, который должен производить, посредством железной кочерги, постоянное перемешивание раскаленной массы.
В виду того, что этот способ пережигания свинца для получения глёта более или менее сложен и кропотлив, некоторые гончары пережигают свинец в обыкновенном чугунном котелке, вмазанном в наскоро сложенном в сенях очаге (кабыце) у стены, отделяющей печь, а продукты горения проводятся или чрез железную трубу в печь, или направляются в дымовую трубу, каковая обыкновенно устраивается в сенях же в особенности в постройках маллоросов.
8) Гипсовые формы. Те гончарные поделки, которые не имеют круглой формы и следовательно не могут быть изготовляемы на гончарном круге, как например продолговатые блюда и проч., или такие предметы, наружная сторона которых будет иметь рельефные украшения, не говоря о статуэтках, — прессуются в формах металлических, деревянных, а главным образом в гипсовых. Эти последние формы приготовляются на самом же заводе, для чего должны служить модели тех предметов, какие предполагаются к изговлению на заводе. Сказанные выше гипсовые формы приготовляют таким образом: сообразуясь с размерами модели, делают сначала деревянный ящик. Затем берут пережженный на горящих углях, истолченный и просеянный на мелком сите гипс и, смешавши его с водою до густоты сметаны, выливают в ящик. Когда гипс начнет твердеть, в него вдавливают до половины ту модель, форму которой желательно иметь, а когда гипс совершенно затвердеет, — модель вынимают и одна половина формы готова со всеми тончайшими подробностями модели.
Если нужно получить в тоже время и другую половину, т. е. форму всего предмета, то, не вынимая модели, после того, как масса в первой половине формы затвердеет, заливают ее еще сверху новой порцией жидкого гипса и когда масса достаточно затвердеет, то снимают верхнюю половину формы и освобождают модель. Для небольших и несложных вещей формы делаются из двух половинок, но для больших и сложных предметов формы делаются или составные из 3-5 частей и вкладываются в деревянные футляры, или каждая часть изготовляемая предмета прессуется в отдельной форме и, затем, части сращиваются. При изготовлении гипсовых форм необходимо иметь в виду то, что гипсовый раствор, высыхая, очень сильно пристает не только к глине, но ко всякой совершенно гладкой поверхности даже и стеклу, а потому, приступая к изготовлению гипсовой форм, предмет, по которому она делается, а равно и стенки, которыми соприкасается одна часть формы к другой, должно как можно лучше смазать, посредством щетинной кисти, мазью (т.е. сделать жирную поверхность не оставляя мази) из мыла и жирная растительная масла (льняного или конопляного) приготовляемого так: настроганное мыло разваривают в воде, постоянно помешивая деревянною лопаткою до тех пор, пока образуется густая мыльная пена, a затем в эту пену прилить некоторое количество жирного растительного масла и хорошенько смешать.
Для получения же крепких гипсовых отливок ремесленная газета за 1880 год, стр. 337, рекомендует следующий способ, практикуемый неким Джулом. Он смешивает 6 частей гипса с 1 частью свежегашенной извести из каковой смеси и составляется форма так же, как из одного гипса, но высушенные, затем, куски пропитываются раствором сернокислого цинка или железного купороса, вследствие чего поры, т. е. промежутки меледу частицами заформованного куска наполняются частицами окиси цинка или железа. Этим гипсу придается твердость и крепость мрамора. При употреблении медного купороса гипс окрашивается, а намазанный, по высыханию, льняным маслом гипс получает натуральный вид дубового дерева.
9) Капсели. —  Капсели, представляя собой цилиндрические глиняные коробки разной величины, смотря по назначение, служат для обжигания в них глазурованной и не глазурованной нежной посуды. Цель их — устранение обжигаемой посуды от непосредственного соприкосновения с огнем и дымом, как имеющим свойство изменять цвет глазури, в особенности белой, которая, кроме того, от дыму и сажи может пачкаться.
Состав массы для капселей должен сообразоваться с качествами изделий, которые в них предполагается обжигать и, поэтому, не постоянен, тем не менее, он должен обладать большею трудно-плавкостью, чем материал, из которого будет изготовлена посуда, и должен давать малую усадку, не трескаться и хорошо переносить частые изменения температуры. Кроме того, капсели, как подвергающиеся непосредственному действию пламени и дыма, должны быть на столько крепки. чтобы они не разрушались от тяжести столба устанавливаемых на них сосудов, хотя для гончарных поделок на некоторых заводах капсели приготовляются из красной глины с примесью обыкновенного песка, в пропорции одной части песку на две части глины по объему.
Капсели должны быть приготовляемы на самом же заводе, для чего глина замачивается в кадке, но не процеживается (отмучивается) и не запаривается, а прямо мнется вместе с песком и, затем, поступает на круги.
Для капселей большой величины на круг прикрепляется помощью глины большой поддонок, на котором и приготовляется требуемой величины сначала лепешка из глины (дно капсели), затем края этого дна по циркулю загибаются и к ним уже, поворачивая круг, постепенно выше и выше наращиваются бока из заранее заготовленной скалки глины, после чего, при быстром вращении круга, края эти уравниваются руками и вытягиваются до требуемой высоты, где ей и придают форму коробки. Таким же образом делаются и крышки для них, но, разумеется, значительно ниже и несколько увеличенный в внутреннем своем объеме, словом, чтобы свободно могли находить на капсель, не делая больших скважин. Для большей скорости, капсели можно приготовлять также и в деревянной форме.
Форма эта делается из двух половин, соединенных на шарнире и обыкновенно приготовляется из клепок, прикрепленных к железным обручам. Чтобы изготовить капсель, форму эту ставят на деревянный поддонок, прикрепленный посредством глины к гончарному кругу; в форму эту рабочий кладет кусок глины, в виде лепешки, такой величины, чтобы приготовить дно и пятую часть боковых стенок горшка, затем, раскатав и вложив в форму по ее стенкам еще столько тесемок глины, сколько требуется, и чтобы уравнять стенки глины со стенками формы, сию последнюю вращает на круге, выравнивая более или менее стены глины мокрой рукой. Если же желают придать как стенам, так и дну одинаковую толщину и при том ровную поверхность, тогда употребляется деревянный шаблон, имеющий длину и ширину, ровную вышине и ширине внутренней части горшка, который постепенно вдавливается, предварительно обмоченный в воде, — внутрь капсели, вращаемой на круге, и если шаблон совершенно войдет в капсель и приделанная в верхней части шаблона линейка будет скользить по форме, очистив все излишки глины, тогда шаблон вынимается, а капсель вместе с формой снимается с круга посредством проволоки и переносится в сушильню, где уже освобождается из формы. Готовые капсели сначала просушиваются на полках, a затем на сушильных печах, каковые могут быть заменены лежанкой, служащей для выпаривания глины и обжиганию не подвергается, такт, как они обжигаются уже вместе с заключенной в ней посудой.
Лопанье капселей в горне не имеет влияния на обжигаемые в них предметы, исключая того случая, когда капсель сядет и придавить заключенные в ней предметы, но во избежание этого, новые капсели, идущие в огонь в первый раз, ставят всегда в верхних рядах камеры или даже в верхнем пирамидальном помещении горна. Смотря по величине, вещи вкладываются в капсель или по одной или по несколько штук. Работа эта должна лежать на обязанности горновщика, на помощь которому нужен мальчик ученик, обязанный заготовлять из глины скалки, которыми горновщик наглухо обмазывает скважину между коробкой и крышкой капсели.
10) Тигли или плавильные горшки, т. е. горшки, в которых плавится металлическая или минеральная глазурь, приготовляются также на заводе из массы, идущей на приготовление капселей, но только вместо высушивания их на печи, как это делается с капселями, они обжигаются просто в горне вместе с посудой. Форма, придаваемая таким горшкам, представляет усеченный конус, a изготовление таких горшков происходит или исключительно на гончарном круге, или на нем же с помощью описанных форм и шаблона.

Источник: Руководство к производству гончарных и других глиняных изделий. — Екатеринослав; тип. С.Я. Зайленера. 1892. — С. 10 — 22.

Комментарии к этой публикации закрыты.