Вашингтон. Кирпичные мостовые (статья 1900 года).

В течение 1898 и 1899 годов в г. Вашингтоне, штата Пенсильвании было вымощено около 6 миль (около 10,5 верст) улиц кирпичом. Работа эта была произведена на 18-ти улицах и обошлась в 120,000 долларов (240,000 рублей). Одновременно с этим было кроме того произведено около 4 миль (7 верст) сточных труб.

Этого конечно не мало для города с населением всего в 20,000 душ, но при этом интересно отметить разницу в цене работы в 1898 и в 1899 году. В первом случае, т.е. в 1898 году, замощение «с подряду» или по контракту производилось по 1,30 доллара за квадратный ярд (т.е. около 13 руб. 70 коп. за квадратную сажень) и, сверх того за «выравнивание» (grading), т.е. выемки земли, для достижение должного уклона и настилки тротуара — по 30 центов за кубический ярд (т.е. около 60 коп. за каждые 27 куб. фута, или почти 7 р. 63 к. за кубическую сажень). В 1899 году совершенно такая же работа производилась уже по 1,63 доллара за квадратный ярд и по 35 центов за куб. ярд «выемки». Таким образом видно, в какой мере за один только год поднялась цена и на материал и на труд. Такой подъем цены составляет на мощение — 25%, и на «выравнивание» несколько более 16%. Несмотря на эти цены, — одинаковые также и для ближайших городов и деревень — работ этого рода произведено в истекшем году более, чем когда либо, в течение года-же. Достоин внимания и другой факт, который удалось выяснить путем расчета (при сопоставлении данных по нескольким отдельным подрядам на замощение разных улиц), а именно  — поразительно большое количество «выемок» и огромное число квадратных ярдов площади замощения,  представляемое этой работаю. В первом случае получилось 52,800 куб. ярдов (4127,11 куб. саж.), а во втором 76,800 кв. ярд. (14106,1 кв. саж.). Людям, живущим в равнине,  это количество выемки по отношению к площади замощенных улиц может показаться чрезвычайным, но дело в данном случае объясняется весьма просто тем, что город Вашингтон расположен в холмистой местности, в следствии чего и потребовалось удаление значительных количеств земли с городских улиц для получения должного их уровня и уклона. — Был также заключен в январе сего года контракт с фирмой R.T. Hallam & Sons (Р.Т. Халлам м сыновья) на замощение двух коротких кусков улиц «оплавленным» (остеклованным) кирпичом. Вашингтон с пригородами имеет теперь уже около 10 миль (17,5 верст) мощеных улиц.

Замощение улиц кирпичом в Вашинтоне не представляет какого либо исключительного явления, ибо употребление кирпича для этих целей уже давно освящено строительной практикой и все больше и больше распространяется в городах союза, пользуясь большим успехом в силу своей практичности и несомненной экономичности. «Мостовой» кирпич решительно вытесняет камень и кедровый торц, не говоря уже об асфальте, поклонники которого тщетно стараются вести борьбу с заведомо более сильным противником, не стесняясь выбором средств для достижения своей цели. Опыт показал, что кирпичная мостовая во много раз выносливее деревянных, которые могут служить много-много два года, между тем, как кирпичные выстаивают 10-15 лет, вынося всевозможные невзгоды со стороны климатических условий и выдерживая с большим успехом всю тяжесть грузового движения без утраты своих основных достоинств и в том числе эластичности и мягкости, чуждой каменным мостовым.

А. Б-р.

Источник: Журнал «Строитель» №9-10 за май 1900 года. — Стлб. 387-388.

Комментарии к этой публикации закрыты.