Машина Томана для выделки цементного кирпича.

Несколько времени тому назад нам пришлось осмотреть в действии машину Thomann’s, служащую для выделки цементного кирпича. Машина эта установлена для пробы строительной фирмой Ф. Миритц и И. Герасимов на участке Сан-Гали, на Петровском острове. В виду предполагаемого осмотра ее Имп. СПб. обществом архитекторов, считаем не лишним познакомить читателей вкратце с устройством этой машины.

Приспособление для отмеривания основных частей позволяет составлять смесь по желанию из двух или трех сыпучих материалов (песка, цемента, извести), в произвольных пропорциях. Так, напр.. на складе были приготовлены кирпичи из 1 ч. цемента на 10 ч. песка, из 1 ч. цемента и 2 ч. извести на 8 ч. песка, из 2 ч. цемента и 6ч. извести на 16 ч. песка и из 2 ч. цемента и 1 ч. извести на 24 ч. песка.

Отмериваемые количества этих составных материалов (в сухом виде) ложатся тонкими и ровными слоями на ленту наклонного транспортера, подающего их наверх, где производится смешивание; последнее достигается тем, что смешиваемые материалы падают с транспортера на вращающийся конус и разбрасываются им по слегка коническому диску; тут же производится и увлажнение смеси, причем приток воды регулируется мастером по желанию. Полученный раствор падает вниз, в формующую часть машины. Формы или, точнее, их донные части соединены между собой, образую бесконечную галлевскую цепь; кирпич формуется в поперечном положении и, следовательно, продольным граням его соответствуют поперечные перегородки между формами. Когда наполненная раствором форма при движении цепи доходит до прессующего пружинного штемпеля, последний с силой опускается и сжимает раствор требуемым образом. Так как кирпич изготовляется полым,  в видах уменьшения его веса и экономии в материале, то дно каждой формы несет соответствующие сердечники, выдавливающие требуемые углубления. Для облегчения вынимания кирпича из формы, на дно последней кладется подкладка из котельного железа, с отверстиями для пропуска сердечников. Когда форма выйдет из под пресса, эту подкладку вместе с лежащим на ней кирпичом вынимают и кладут на опрокидывающийся столик, где кирпич перемещается на деревянные решетки (по три кирпича на каждую), на которых и относится для просушки, а освободившиеся подкладки бросают на наклонную плоскость, образованную рядом металлических прутьев; скользя по этим прутьям вниз, к противоположному концу машины, подкладки очищаются сами собой от приставшего к ним раствора.

Машина приводится в действие керосиновым мотором в 7 сил и может производить в рабочий день свыше 10,000 шт. цементных камней в размере обыкновенного кирпича.

Цвет камней более или менее светлосерый (в зависимости от пропорций составных частей), весьма однородный вследствие хорошего перемешивания материалов; кромки правильные, и вообще в смысле формы кирпич по видимому удовлетворяет всем требованиям.

Испытание подобных камней в Шарлоттенбургской механической лаборатории, изготовленных из 1ч. цемента на 8 ч. песку, дало след. средние результаты: количество впитываемой воды до насыщения — 5,5% по весу; сопротивление раздавливанию в сухом виде 148, в насыщенном водой 122, и после 25 кратного замораживания насыщенность водой образцов 97 кг на кв. см. Морозоупорность удовлетворительна.

Приложенный рисунок дает некоторое представление о внешнем виде машины. Слева — отмеривающий прибор; справа — штабель готовых кирпичей на деревянных решетках; возле него рабочий, занятый освобождением кирпича из форм и перекладкой его, при помощи тут же стоящего опрокидного столика, на решетки; левее — мастер, управляющий прессом. Третий рабочий принимает соскальзывающие к нему подкладки и надевает их на сердечники форм.

Источник: Журнал «Зодчий» №31 от 5 августа 1907 года. — С. 324-325.

Комментарии к этой публикации закрыты.