Организационные вопросы сельского огнестойкого строительства (1931 год)

Существующее деревенское строительство есть, как известно, сплошное противоречие техническим и противопожарным требованиям. Деревня строится по-дешевке, кое как. На правильную, долговечную и красивую постройку у нее прежде всего нет денег. Затем она лишена и необходимых для такого строительства технических сил; в ней положительно некому руководить такими более сложными и серьезными постройками, так как и мелкость постройки и невозможность в деревне хорошо оплачивать интеллигентный труд не могут привлечь сюда даже посредственные технические силы.
Эта экономическая и техническая беспомощность сельского населения в его строительстве и составляет главное затруднение, которое должно быть так или иначе разрешено или обойдено теми учреждениями и деятелями, которые ставят своей задачей улучшение этого строительства в смысле его большей пожарной безопасности и общей правильности.
Затруднения эти, в сущности, не разрешимы прямым путем: учреждения и лица, заинтересованные в этом, очевидно не в силах дать крестьянству ни недостающие средства, ни техническое руководство такими постройками. Эта последняя задача не по силам даже нашим городам, которые не могут справиться до сих пор с более простым надзором только за безопасностью возводимых в их черте построек; а города находятся в неизмеримо лучших условиях относительно этого надзора, чем уезды; так как у них и число построек гораздо меньше, и сообщение с ними несравненно проще. Число ежегодно возводимых в губернии построек исчислялось, во всяком случае, несколькими тысячами: какой же штат техников должно было бы иметь губернское учреждение, если бы оно решилось взять на себя руководство сельским строительством своей губернии и достигло бы действительно захвата в свое ведение этого дела? Всякий, знающий по практике, что значит технически правильно провести достройку, да еще в деревне, при отсутствии в ней под руками большинства строительных материалов и мастеров и при удручающих способах сообщений через громадные расстояния — всякий согласится, что если в эту область собрать техников со всего СССР, то и тогда едва ли в ней будет обеспечено правильное ведение всех построек. Соблазнительная, хотя и несколько бюрократичная мысль о создании единственной областной организации для сельского строительства должна быть поэтому признана совершенно утопической, непосильной ни для какого .учреждения и бюджета в сколько-нибудь полном, целостном виде. В частичном же, урезанном виде, такая деятельность учреждения становится бессистемной, случайной и крайне несправедливой в отношении населения, раз, удовлетворяя одних своим техническим надзором, она отказывает в том же другим.
Остается искать выхода на другом пути, а именно, возложить решение и финансовой и технической задач на самодеятельность едкого населения и лишь побуждать инструктировать его в этом направлении. Это путь, более правильный даже и в принципиальном отношении, более осуществим практически; даже при недостатке средств и персонала инструкторов он всегда остается обращенным если не ко всему населению безразлично, то ко всем более активным и сознательным его элементам.
В каких же1 формах должно осуществляться это содействие деятельности самого населения?
Экономическое содействие в виде долгосрочного кредитования на постройку лучше всего может вестись местными, ближайшими к населению кредитными организациями сельского населения — кредитными и ссудосберегательными товариществами, потребительскими обществами и другими кооперативными учреждениями (как молочные товарищества, кустарные общества, артели и т. п.). Эти организации, лично зная своих сочленов и заемщиков и обладая всякими способами морального и юридического воздействия на них, лучше разберутся в деле кредитования и практически выполнят его. Содействие им со стороны центральных коммунальных учреждений может выразиться прежде всего в помощи организационной — выработкой правил и форм кредита. Кроме того, в настоящее время, когда упомянутые сельские организации еще недостаточно окрепли и не собрали больших капиталов, им необходима и экономическая помощь со стороны банков в виде предоставления ссудного капитала на возможно льготных условиях. Особенно удобным источником для таких ссуд может служить страховой капитал государства и именно его прибыли, если они есть и если вообще состояние капитала благоприятно. Вполне логично и справедливо обращать прибыль от страхования на дело уменьшения пожаркости, на дальнейшее улучшение постановки борьбы ей ею, обеспечивая этим как бы прогрессивное самовозростание противопожарных мер.

В качестве органа, ведающего делом кредитования на огнестойкое строительство, может служить коммунальный банк,)
Как и всякое центральное учреждение, он при этих операциях заинтересован в возможно меньшем раздроблении дела, ему легче иметь дело с меньшим числом местных кредитных, учреждений, берущих у него ссуды. Чтобы достигнуть этого, банк может установить предварительную концентрацию мелких, займов сельских учреждений в уездных отделениях байка и кредитных товариществах, которые, взяв на себя посредничество, брали бы из губернской кассы всю сумму их спроса на свою ответственность. Некоторое замедление операций от такого посредничества и возрастание комиссионного процента на ссуды, вознаграждается большей стройностью организации и удобством прекращать правонарушения в пользовании кредитом.
Во всяком случае эта система кредитования кажется нам гораздо более удобной, чем непосредственные отношения между центральными органами и отдельными лицами, где нет самых главных гарантий кредита — знания заемщиков и легких способов воздействия на них. Центральный орган представляется заемщику чем-то далеким, казенным, нравственное обязательство теряет остроту, и в качестве гарантии остается, главным образом, юридическая угроза. Но это грозит тем, что такое кредитование в широком размере даст банку только кипы исполни-тельных листов и нескончаемую процедуру мелких взысканий, часто безнадежных и всегда дорого стоящих именно по своей мелкости и отсутствию сообщений. Так это и было в некоторых губернских земствах прежнего времени в пору их увлечения непосредственным кредитом на огнестойкое строительство.
В противоположность этому, кредит через посредство местных организаций не только хорошо обеспечивает кредитующее учреждение и упрощает его деятельность, но и содействует косвенно развитию кооперативных организаций и тяготению к ним среди населения.
В то же время операции такого содействия не обещают, в случае большого развития огнестойкого строительства, принять такие размеры, которые стали бы непосильными для центра и вынуждали бы к перерыву в них, к нарушению системы. Как мы уже упоминали, помощь ссудным капиталом необходима лишь в начале деятельности и в первые годы жизни сельских организаций; вообще же, чем далее крепнут и ширятся кооперативы, тем меньше они будут нуждаться в денежной помощи, и деятельность центра будет все в большей мере состоять в помощи организационной, в контроле и в наблюдении за выполнением основных целей операций. Следовательно, начиная такое дело, можно быть спокойным за. его будущность, за систематическое продолжение, в виду посильности его даже в этом далеком будущем.
Переходя к способам технического содействия населению в выполнении огнестойких построек, мы уже говорили о невозможности коммунальным органам браться за массовое руководство ими. В этом деле есть не менее печальные опыты прошлого, чем и в деле непосредственного кредитования: тюкам исполнительных листов здесь соответствуют массы испорченных построек (за непосильностью надзора), претензии потерпевших домохозяев, платежи земством их убытков и т.п. неприятные вещи, которые по мере расширения строительства становятся уже общими непорядками.
С другой стороны, в начале операций по огнестойкому строительству, когда в уездах еще нет совершенно образцов тех построек и материалов, которые коммун, учреждение предполагает распространять, невозможно обойтись и без строительной деятельности. Нужны именно показательные постройки, расположенные хотя бы редкой сетью но губернии, с известной равномерностью и в пунктах, наиболее посещаемых населением. При этом наибольшее показательное значение имеют рядовые крестьянские постройки новых типов, тогда как выстроенные этими же способами казенные или коммунальные здания менее способны вызывать подражание. Такие постройки крестьянин часто видит и в городе, но, считая их барскими, вызванными другой обстановкой и средствами владельцев, он не считает нужным и возможным подражать им.
Итак, в каждой местности, где огнестойкое строительство еще только начинается, заинтересованное учреждение вынуждено прежде всего выполнить по своим техническим правилам и под своим руководством некоторое сравнительно очень не-большое число показательных построек, производств и т.д. Не грозя затянуть центральное учреждение в пучину массовых сельских построек, они будут служить живым образцом для пропаганды их удобств, пожарной безопасности и экономической доступности.
Организация этого строительства не представляет каких-либо непреодолимых трудностей. Она не должна быть слишком обширной: за исключением ряда первых лет, строительство это будет не расти, а уменьшаться и заместится постепенно другими формами содействии тому же делу.
Главное содержание этой показательной деятельности — это производство огнестойких материалов, неизвестных населению (бетонные пустотелые камни, цементная черепица и пр.), улучшение существующих производств (глиняного кирпича, черепицы) и наблюдение за применением их в дело, т.е. за возведением показательных построек пли покрытий. Давая материалы по доступной цене и обеспечивая бесплатный технический надзор, коммун. учреждение всегда может найти в каждой местности несколько домохозяев, желающих выстроиться по новым способам при поддержке ссудой от своего ближайшего кредитного учреждения.
Лучшая организация такого строительства — это та, которая нужна и каждому коммунальному органу, если он ведет значительное строительство. Мы разумеем порайонную организацию, с техником во главе каждого района и инженером во главе всей организации. Техник ближайшего к центру (губернскому городу) района может быть одновременно и помощником инженера по всему делу. Величина районов при этом всецело зависит от желаемой интенсивности показательной работы коммунального органа на территории его уездов.
Бывшие в прежних земствах бетонные мастерские (постоянные и передвижные), „первые» постройки (по способу Герарда, песчанобитные и пр.) и покрытия (черепичные, шиферные) — представляли не что иное, как начало упомянутой показательной деятельности.
Но является дальнейший вопрос, для чего же именно „показывать»? Каковы дальнейшие расчеты у пропагандирующего учреждения? Если оно само не собирается со временем всю область снабжать своим производством и забрать к себе ведение всех ее построек, то на что же оно надеется в будущем?
Как мы уже говорили ранее, оно может надеяться только на деятельность самого населения. Обратим внимание на то, как ведется сельское строительство в настоящее время. Крестьянин, строя себе избу из дерева и соломы, совершенно обходится без технического надзора только потому, что в стране имеется достаточное количество мастеров по всем отраслям такой постройки: плотников, каменщиков, печников, стекольщиков, маляров и проч. Это — главное условие самостоятельной строительной деятельности крестьянина. Вторым условием является наличность на местном рынке необходимых строительных материалов для его постройки (дерева, кирпича, стекла и пр.). Наконец, третьим условием является знакомство крестьянина с этими материалами, уменье до некоторой степени разбираться в их качествах и цене, так как, если не техническая, то хозяйственная часть дела всецело лежит на нем. Эти три условия и обеспечивают в настоящее время возможность самостоятельной строительной деятельности у крестьянина. Правда, постройки его, с технической стороны, невзрачны, но они достигают все же своих целей и удовлетворяют его вкусы.
Вот такого точно положения мы должны достигнуть и в деле будущего огнестойкого строительства. Чтобы крестьянин мог сам строиться по этим новым способам, нужны те же основные условия: развитие в данной местности новых народных промыслив по производству огнестойких материалов, развитие мастерства в их применении и понимание в них толка со стороны местного населения. На достижении этих условий и должны быть сосредоточены усилия учреждений, если они хотят достигнуть своей грандиозной цели — реформы всего сельского строительства, не взваливая на себя непосильных задач.
Земские мастерские ставили себе задачей только содействие возникновению и развитию производства, которое должно было осуществляться силами самого населения, цель их была — ознакомить с материалом, дать толчок к его производству самим населением — такому же, например, производству, как выделка обожженного кирпича на мелких крестьянских заводах, которыми снабжается до некоторой степени сельское население.
В какой же форме, следует представлять себе этот переход от показательного производства, напр., цементных изделий, к производству самим населением? Некоторые земства стремились одновременно со своими мастерскими насаждать и частные, входя в соглашение с определенными лицами и оказывая им поддержку. Нельзя сказать, чтобы эти попытки были успешны В населении еще не развита достаточно та дисциплина мастерства, которая необходима для правильного ведения этого дела. Частный интерес слишком еще неразборчив; кустари невольно портят свои изделия, понижая хлопотливый уход за ними, дозы цемента и пр. Поэтому за ними нужен такой тщательный надзор, который часто еще затруднительнее, чем ведение собственной мастерской, и тем самым лишает смысла всю операцию частного производства. Мало того, оно бывает даже вредно на первых стадиях огнестойкого строительства, так как, выпуская негодный продукт, кустари роняют в глазах незнакомого с делом населения не данный сорт товара, а весь род изделия и подрывают самое дело,
В виду этого нам кажется, что основная цель — передача производства населению — не должна, так сказать, форсироваться, осуществляться с первых же шагов. Ограничиваясь вначале более правильным собственным коммунальным производством и ознакомив население с материалом в его хорошей выработке, можно приступить затем и к попыткам передачи дела населению. Но и эта передача будет гораздо более верной, если будет направлена не в частные руки отдельных лиц, а к сельским учреждениям, колхозам и кооперативам, среди которых всегда найдутся отзывчивые и интересующиеся этим делом. У них, в силу отсутствия личною коммерческого интереса, легче утвердиться правильной постановке дела в смысле техническом, и более широкой — в отношении сбыта и пропаганды среди населения. Способ образования подобных производственных предприятий у сельских коллективов ясен сам собою: он явится результатом открытия около них или для них первоначально коммунальной мастерской, на которой члены организации ознакомятся с делом и с изделием, а также обучат и своих сельских мастеров. Продолжение налаженной операции в следующие сезоны, часто с переходом в руки организаций того же инвентаря и мастеров, не составит уже затруднений, и будет нуждаться лишь в небольшом и редком вспомогательном надзоре со стороны коммунальных технических сил. Повторяем, отсутствие здесь личных интересов, особенно заинтересованности в крайней экономии и ухудшении изделий, сильно облегчат дело сравнительно с тем, что мы видим при насаждении частного производства кустарей.
Конечно, и такой переход производства в руки населения не следует представлять себе слишком легким. Кроме многих других условий, он предполагает прежде всего очень хорошее отношение населения — в частности, кооперативов — к начавшемуся около них коммунальному производству и строительству. И надо иметь в виду, что для создания этого положительного отношения и интереса бывшие прежде передвижные мастерские не совсем удобны. И по качеству продукта, и по случайному персоналу временных мастеров, и, наконец, в силу именно кратковременности дела в данной местности — оно с трудом может завоевать симпатии населения; между такой гастролирующей мастерской и населением не образуется обыкновенно прочной связи и доверия.
Гораздо выше стоят в этом отношении более постоянные (несезонные) мастерские, в которых и персонал может быть подобран гораздо лучший, и изделия выходят лучшими и более дешевыми по себестоимости. При возведении же вблизи мастерской в ее помощью новых крыш и построек, такая мастерская становится как бы местной школой и справочной конторой для населения по новому строительству. При таких условиях передача дела с развитым сбытом и прочным положением в руки сельских организаций становится уже актом более осуществимым.
С этой точки зрения, передвижные мастерские, неизбежные в начале пропаганды в новых местах как средство первого ознакомления крестьян с делом, получают значение, как бы разведочных партий; цель их — нащупать почву для постоянных мастерских, закрепиться, если возможно, в данной местности по выяснившемуся интересу и спросу населения. И уже только постоянные мастерские, поставив правильное производство и завоевав доверие населения, должны задаваться дальнейшей целью — передачей дела в руки местных организаций.
Так мы представляем себе постепенный переход в население производства новых материалов.
Другая задача коммунальных производственных и строительных операций — это расширение кадра опытных мастеров по этим отраслям. Не только специальные учебные мастерские, но и всякая мастерская, постоянная или передвижная, и, наконец, каждая постройка коммунального органа должны ставить одной из задач — образование новых мастеров или специальных рабочих. В мастерской цементной черепицы выучиваются хорошо работать на станке в 2—3 недели, крыть черепицей научаются после работы с мастером на 1—2 крышах, камни бетонные научаются быстро делать и выдерживать за несколько дней… Всякий техник знает также, как облегчается дело, если целая артель рабочих, возводивших в первый раз постройку нового типа (напр., герардовскую кладку дома), попадает затем, хотя бы частями, на другие такие же постройки; здесь каждый из них способен научить снова целую артель. При некоторой активности коммунального органа получается, таким образом, ясное нарастание числа мастеров в геометрической прогрессии. Вот этот-то процесс и должен быть центром внимания во всем деле. Как результат его, мы расплодим в стране такое же число черепичных мастеров, бетонщиков, кладчиков по системе Герарда и проч., сколько теперь имеется плотников, простых каменщиков и маляров. От коммунальных работ они разбредутся и по частным; и если на первое время их безнадзорное строительство у частных лиц будет иногда не вполне удачным, то ведь вообще задача сравнять по правильности сельское строительство с городским неосуществима в полной мере. Достаточно будет, если это самостоятельное сельское строительство по новым способам даст хотя такое же достижение целей и вкусов сельского населения, какое оно получает теперь при своем деревянно-соломенном строительстве.
Наконец, много будет значить в улучшении этой постановки и третий фактор в развитии дела: знакомство с ним массы населения, уменье разбираться в новых материалах и работах, понимание толка в них хотя бы так, как это развито теперь у крестьян-домохозяев в отношении к традиционным материалам и работам. Когда крестьянин-заказчик будет отличать плохую черепицу от хорошей (как это уже видно на юге), будет знать, что такое кладка Герарда и как обращаться с бетоном, то злоупотребления и в продаваемых материалах и в выполнении работ потеряют остроту.
Население в новой и лучшей сфере строительства будет ориентироваться так же хорошо, как теперь освоилось со строительством старым.

Источник: Огнестойкое строительство. — Изд-во Нар. Ком. Внутр. Дел. 1931. — С. 427-434.

Комментарии к этой публикации закрыты.