Кирпичные мостовые.

Хотя кирпич самый старый из материалов, употребляемых для мощения, но особенное распространение он получил только двадцать лет тому назад.

Преимущества кирпичных мостовых — следующие:

1) Легкость передвижения.
2) Хороший упор для ног лошадей.
3) Не слишком шумная.
4) Дает мало пыли и грязи.
5) Пригодна для всяких уклонов.
6) Ремонт производится легко.
7) Очистка производится легко.
8) Мостовая слабо впитываешь жидкости.
9) Имеет красивый вид.
10) Укладка производится быстро.
11) Прочна при умеренном проезде.

Недостатки кирпичной мостовой. — Главный недостаток кирпичной мостовой является от отсутствия однообразия в качестве кирпича и в том, что в мостовую могут попадать кирпичи слишком мягкие или пористые по строению, которые искрашиваются под влиянием проезда или мороза.

Употреблению несоответствующего кирпича для мощения содействует с одной стороны желание оказать покровительство местной промышленности, не обращая должного внимания на качество глины, из которой выделывается он. Это обстоятельство в связи с тем, что неопытные подрядчики принимают часто на себя производство Работы, им не вполне известной, и трудность, с которою местные власти могут отвергнуть низшие подрядные цены, во многих местах служат причиною неудачи мощения этим материалом. Если бы города, заключающие подряды на устройство кирпичных мостовых помнили эти обстоятельства и по мере возможности настаивали на изготовлении возможно лучшего кирпича, и подрядчики, заинтересованные в популяризации этого рода мостовых, делали их возможно лучшего качества, то таким образом оказалось бы возможным создать громадную промышленность.

Прочность. — Кирпич для мощения употребляется в Голландии более ста лет, и мостовые, уложенные там более пятидесяти лет тому назад, сохраняются до сих пор в прекрасном состоянии. Общий опыт показывает, что кирпич дает прекрасную мостовую, когда он уложен на незыблемом фундаменте, стыки заполнены битуменовою или из портландского цемента заливкою; при таких условиях он дает гладкую и прочную поверхность, весьма пригодную для умеренной езды.

Часто можно слышать о неудачах уложенных в прошлом мостовых. Они укладывались на слабых фундаментах и делались из обыкновенная строительная кирпича местного происхождения; подобная неудача имеет место и теперь при спешном выборе материала и недостаточно крепком фундаменте.

Прочность кирпича зависит от: 1) глины, выбранной для выделки, в которой совершенно отсутствует известь, 2) от тщательности измельчения ее и перемешивания в тесто ранее приготовления из нее сырца; 3) от совершенства обжига.

Мостовые в Гааге, в Голландии, укладываются из кирпича размерами 22 х 11 х 5,5 см, сильно обожженного и уложенного на песчаный фундамент толщиной в 20 см с примесью небольшого количества глины. Швы делаются по возможности меньшие — Гаага — резиденциальный город со слабым уличным движением. Амстердам замощен почти целиком кирпичом. Дорога между Утрехтом и Конигемом длиной в 40 км вся замощена кирпичом.

Кирпичная мостовая употребляется с успехом в Ротердаме, в торговом гордое. В этом городе употребляется двоякая рода кирпич: из местной глины и из скории, добываемой в Англии. Местный кирпич укладывается на улицах с легким проездом, для более сильного движения употребляется кирпич из скории.

Размеры и форма кирпича.—Кирпич подвергся таким же изменениям, как и дерево, пока в конце концов не убедились, что никакие изменения в форме против обыкновенная вида не приносят никакой пользы, и одно, что требуется, это укладка на хорошем фундаменте. Опыт показывает, что самыми экономными и прочными размерами для кирпича надо признать те, которые придаются обыкновенному строительному кирпичу. Кирпич такого размера может быть изготовлен дешевле, обожжен лучше и равномернее, и те, которые не годятся для мощения, могут быть употреблены для построек, что невозможно сделать с кирпичом необыкновенной формы. Несовершенный кирпич всех специальных форм представляет прямую потерю, и стоимость его ложится на стоимость отобранного для мощения, во избежание убытков заводчика. Это тем более убыточно, что город был бы вынужден держать большой запас кирпича разнообразных размеров для замены износившихся, что стоить дорого и хлопотливо.

В настоящее время употребляются кирпичи размеров: 1) 22 х 6,3 х 10 см весящие около 3,17 кг, которых нужно на кв. метр покрытия около 70 шт. или 2) призмы размеров 7,1 х 10,1 х 22,9 см весом около 4,3 кг, которых нужно на кв. метр по 54 шт. Эти виды кирпича изготовляются с плоскими боками и прямо-угольными углами. Каждый из этих видов кирпича имеет своих защитников, некоторые из них удостоверяют, что закругленные кромки лучше выдерживают езду, чем прямоугольные. Вариант плоских боков — это вытесненные при формовке пазы и выступы, с целью увеличения количества вещества, заполняющего швы для лучшего удержания кирпича на месте укладки. Горизонтальные пазы делаются или посредством углублены штемпеля заводчика или посредством одного или многих канелюров по бокам и концам. Некоторые заводчики выделывают, как горизонтальные, так и вертикальные канелюры; горизонтальные канелюры иные считают вредными, так как иногда кирпич отслаивается до этих канелюр. Выступы в кирпиче образуются посредством выступающих букв названия фирмы или посредством выступающих круглых или квадратных пуговок. Глубина канелюр и высота выступов изменяется от 3 до мм, смотря по заводу.

Качество кирпича. — Существенно важные качества хорошего кирпича для мощения такие же, как и для всех других материалов, именно: крепость, вязкость и сопротивление разрушающему влиянию воды и мороза. Пористый кирпич, как и другие пористые материалы. не годен для мощения.
Эти качества кирпич не получает посредством обжига, или витрификации; на самом деле термин витрификация неправильно применяется к кирпичу. Процесс витрификации состоит в обращении посредством теплоты и плавления в стекло. Стекло имеет гладкую поверхность, непроницаемо и легко подвергается излому; поэтому кромки витрифированного кирпича быстро отламываются, и поверхность его оказывается скользкою. Витрификация не придает кирпичу крепости и фактически противодействует целям, для которых она предназначается.

Необходимые качества придаются кирпичу посредством накаления до точки плавления и затем медленным охлаждением до наружной температуры. Этот процесс производит совершенно компактный, твердый и вязкий кирпич. При быстром охлаждении получается хрупкий кирпич, который быстро распадается под влиянием езды.

Источник: Общественные дороги и городские улицы. — СПб; 1912. — С. 323 — 325.

 

Комментарии к этой публикации закрыты.