Известковая масса Пизе.

Камни Пизе являются некоторым образом предшественниками силикатного кирпича. Они изготовляются из известкового раствора, причем отпадает как необходимость1 сильного прессования, так и отвердевания в запарочных котлах. Напротив того, схватывание и отвердевание происходят исключительно при лежании на воздухе, вследствие усвоения углекислоты воздуха, обусловливающей превращение извести в углекислую известь. Кирпичи (обыкновенно нормального формата) изготовляются или ручным путем в простых железных формах, или с помощью ручного пресса (см. рис. 1). Получающийся при этом кирпич обладает меньшей крепостью, нежели обыкновенный силикатный кирпич, и потому производство его наблюдается сравнительно редко. Исходная масса состоит из четырех частей тощей извести, одной части цемента и пятнадцати частей песка.

С кирпичами Пизе сходна известковая масса Пизе, изготовляемая наподобие трамбованного бетона в опалубке; она весьма схожа с известковым раствором и известково-песчаным кирпичом и отличается от них, собственно говоря, лишь тем, что производится в опалубке, н еще тем, что часто к раствору примешивается кирпичный или каменный щебень.
Нужно отметить, что эта искусственная масса имеет очень большую давность. Известны строения из этого материала, имеющие тысячелетний-возраст.

Основная масса состава Пизе состоит из загашенной извести, крупного песка и воды и есть не что иное, как очень крупно-зернистый раствор. Песок, лучше всего кварцевый, должен быть крупно- и среднезернистым, острогранным и не содержать землистых или растительных примесей. Пропорция смеси рассчитывается таким образом, чтобы каждая песчинка была окружена известковой оболочкой. Остающиеся между отдельными зернами пустоты должны быть, по возможности, заполнены известковым молоком. Для этого достаточна Пропорция от 1:8 до 1:10 (одна часть из-вести). Известь должна быть очень тщательно затворена водой, причем из раствора должны быть удаляемы имеющиеся комья. Совершенно сухой песок предварительно немного увлажняется и добавляется в известковое молоко, при продолжающемся сильном перемешивании. К раствору добавляется столько воды, сколь-ко потребуется для образования пластичного теста. Желательно иметь в распоряжении жирную известь из чистого известняка, но возможно также употреблять известь,, содержащую глину (тощую) или гидравлические извести. Перед приготовлением раствора известь должна долгое время размачиваться. Нужно отметить, что раствор не обладает способностью тонко растекаться, и из него нельзя производить какие-либо отливки.

Набивная известковая кладка стен производится в опалубке из досок, которые впоследствии возможно использовать для каких-нибудь иных целей. Опалубочные доски соединяются в шпунт и строгаются изнутри. Жесткость придается деревянными брусьями шириной в 12 см и толщиной в 25 см, поставленными на расстоянии в 0,75 м друг от друга. Между опалубками набрасывается слой раствора, распределяемого подобно бетону, а на него слой крупного щебня, трамбуемого до тех пор, пока весь щебень полностью- войдет в раствор. Отдельные трамбуемые слои делаются высотой от 6 до 8 см. Трамбование производится четырехугольными, коническими трамбовками из твердого дерева, величиной, примерно, в кирпич, и считается оконченным, если трамбовка при ударе отскакивает. Поверхности утрамбованного слоя придается некоторая шероховатость. На получившуюся массу набрасывают новый слой раствора, в который опять втрамбовывают щебень, и продолжают таким образом до тех пор, пока стена достигнет требуемой высоты. Опалубка оставляется до достижения высыхающим раствором известной твердости; по удалении опалубки стена приобретает еще большую твердость благодаря постепенному поглощению углекислоты воздуха. Прочность тщательно выполненных набивных стенок очень велика, и возможна даже постройка этим способом сводов довольно большого пролета, выдерживающих после высыхания значительную нагрузку. Для достижения необходимой связи между отдельными трамбуемыми слоями, необходимо, при перерыве в работе, покрывать трамбованные поверхности рогожами или соломой.

Толщина стены не может быть менее толщины стены из обыкновенного кирпича (в Германии—25 см, у нас—35—38 см). Но для наружных стен в Германии в большинстве случаев, принимается толщина, равная 45 см. Трудно сказать точно, какова должна быть толщина стены в наших климатических усло-виях1), но даже если признать, что необходима толщина в 0,8— 0,9 м (заведомое преувеличение), то все же экономия, по сравнению с обыкновенной кирпичной кладкой, выразится примерно в 30—35о/о. Толщина слабо нагруженных перегородок принимается в 35 см, что несколько уменьшает жилую площадь здания.
Большим недостатком зданий, построенных набивным способом, является сильное впитывание грунтовой влаги, вследствие чего строения почти всегда влажны. Высохшая набивная известковая стена, будучи пористой, действует как губка и в силу капиллярности поднимает влагу в стенах до значительной вы-соты. Но этот недостаток возможно устранить посредством введения изоляционных слоев (см. ниже); при этом условии данный способ кладки сможет иметь у нас, в местах с дешевой известью, большое распространение.

После возведения стены на высоту’ около 30 см от земли выравнивают в горизонтальном направлении верхний слой и устилают его изоляционным слоем: у нас — асфальтом или толем, а за границей — свинцовыми листами толщиной около 1 мм. Прилегающие свинцовые листы должны быть между собой. сфальцованы. Листы должны выдаваться с обеих сторон кладки, примерно на 5 см, H выступающие части должны огибать собою готовую оштукатурку. Так как свинцовые листы совершенно непроницаемы, то грунтовая влага может подняться только до них, не имея возможности пройти далее, и вся находящаяся над листами кладка останется совершенно сухой.

Но свинцовая изоляция является в современных условиях дорогой, и свинец, как импортный товар, имеется в продаже в небольшом количестве. Поэтому необходимо прибегать к тому способу предохранения набивных известковых строений от грунтовой влаги, а именно, наносить асфальтовый изоляционный слой или прокладывать кровельный толь (в малых строениях). Для получения асфальтового изоляционного слоя наносят на верхнюю выравненную поверхность слой литого асфальта толщиной около 12 мм и продолжают на нем дальнейшую кладку. Как известно, асфальт совершенно водонепроницаем н препятствует подъему грунтовой воды; но от веса лежащей на нем кладки он сильно сдавливается, и может случиться, что асфальт, со временем становящийся хрупким, получит волосяные трещины, ,по которым грунтовая влага устремится кверху. Нужно однако отметить, что этот недостаток сможет проявиться лишь при 3—4-этажиом строении.

Известь Пизе находит себе за границей применение и для устройства пешеходных тротуаров. Устраиваются они обычно следующим образом.
Приготовляется известково-песчаный раствор вышеуказанной пропорции, и в него добавляется крупный щебень в количестве, потребном для образования твердого бетона. Эта масса наносится слоем толщиной в 10—12 см на утрамбованную почву, на этот слой после утрамбовки наносится слой раствора, состоящего из 1 части жирной извести, 9—12 частей, острогранного песка и такого количества воды, какое потребно для образования теста. Толщина второго слоя, также трамбуемого, составляет от 4 до 5 см. Но более целесообразно приготовить сухой раствор из загашенной извести и сухого песка, насыпать эту смесь на утрамбованный слой известково-щебеночного бетона, полить ее таким количеством воды, сколько она сможет поглотить, и затем уже трамбовать массу до тех пор, пока она не станет крепкой.

Конечно, при наличии соответствующих возможностей целесообразнее производить уплотнение массы не трамбованием, а укатыванием чугунным тяжелым катком.
Полученной таким путем мостовой нельзя пользоваться, пока она совершенно не отвердеет, и до полного отвердения ее неоднократно посыпают мелким носком.
В некоторых местностях, где возможна постройка известково-набивных зданий, может не хватать щебня, потребного, в качестве наполняющего материала. В этих случаях возможно с успехом за-менять его иными веществами, имеющимися в данной местности. Для этой цели возможно употреблять мергелистые или глинистые камни, доменные и котельные шлаки, золу, торф и т. п.

Источник: Новые строительные материалы. — Гос. изд. 1930. — С. 14 -18.

Комментарии к этой публикации закрыты.