Качества кирпича годного для мощения улиц.

Качества кирпича годного для мощения следующие:

1) На него не должны действовать кислоты.
2) Он не должен поглотать воду в количестве более 1/600 собственного веса.
3) Он не должен полироваться.
4) Должен давать ощущение шероховатости при прикосновении рукою, подобно стеклянной бумаге.
5) Должен издавать совершенно чистый звук при ударе друг с другом.
6) В изломе должен представлять однообразное, равномерное, тонко-зернистое строение, без воздушных пузырей, камешков и известковых дутиков.
7) Не должен лупиться, щепиться, или откалываться при ударе друг с другом.
8) Должен быть крепок, но не хрупок.

Испытание кирпича для мостовой.—Для исследования качеств кирпича для мощения, его теперь подвергают четырем видам испытания: 1) трению при ударах, 2) впитыванию, 3) поперечному излому и 4) раздавливанию.

Машина для испытания на трение, сопровождающееся ударами. Американское Общество кирпичных заводчиков для однообразного испытания избрало для этой цели нормальную машину диаметром в 0,71 до 0,75 м и длиною в 0,58 м изнутри.
Другие машины диам. от 0,66 до 0,76 м и длиною от 0,257 до 0,609 т. также могут быть употребляемы, но в таком случае к результатам испытаний должны быть приложены и описания их. Длинные машины могут быть перегорожены посредством диафрагмы на две камеры.

Устройство машины.—Бочка поддерживается посредством оси на подшипниках с какой-либо стороны, но ось ни в каком случае не должна проходить через бочку. Бочка в поперечном сечении представляет правильный четырнадцатиугольник. Днища бочки изготовляются из серого, незакаленного чугуна. Клепки должны быть из стали, так как чугунные скоро изнашиваются и ломаются. Между двумя клепками должен быть промежуток в 3 мм для выпуска пыли и мелких кусков кирпича. Другие машины могут иметь от 12 до 16 клепок, но результаты опытов должны сопровождаться описанием в таком случае машины.

Состав заряда.—Все опыты должны быть произведены над кирпичами одного и того же обжига. Заряд составляет 12 кирпичей с 136 кг призм из машинного чугуна, из коих четверть крупных размеров и три четверти мелких.

Размеры призм.—Крупные чугунные призмы имеют квадратное сечение в 63 мм и длину в 173 мм с несколько закругленными кромками. Мелкие имеют кубическую форму, со сторонами в 37 мм и закругленными кромками. Каждая отдельная призма отбрасывается, если она потеряет 10 % первоначального веса.

Вращение заряда.—При нормальном испытании требуется 1800 оборотов; число оборотов не должно быть менее 28 и более 50 в минуту. Сила ремня, приводящего во вращение бочку, должна быть такова, чтобы вращение производилось с одинаковою скоростью, как нагруженной, так и порожней бочки.

Подсчет результатов. — Потерю подсчитывают в процентах веса высушенного кирпича, и результаты признаются достоверными только после двух отдельных опытов.

Машина, показанная на чер. (177), принята университетскою лабораторbtq Пюрдю. Свободный конец допускает легкий доступ в бочку для заполнения кирпичами и обратной добычи их. Бочка помещается в коробку, которая не пропускает пыли. Пыль и куски кирпича проходят через отверстие у дна и собираются в ящике, показанном на чертеже.
Опыты на впитывание

1) Для нормального испытания берут не менее пяти кирпичей.

2) Опыты на впитывание производятся над кирпичами, над которыми произведены опыты на истирание. Если не имеется таких кирпичей, то опыт производится над целыми кирпичами, переломанными пополам.
3) Кирпичи высушиваются в течение 48 часов при температуре от 110° до 120° С перед взвешиванием их.
4) Кирпич погружается в воду на 48 часов.
5) После замачивания и ранее взвешивания кирпичи обтираются тряпкой насухо.
6) Разница в весе определяется на весах с чувствительностью до одного грамма.

Источник: Общественные дороги и городские улицы. -СПб; 1912. — С. 230-232.

Комментарии к этой публикации закрыты.