Доклад на 1907 год. По ходатайству Лужского уездного земского собрания об открытии кредитов из сумм страхового капитала: 1) в 5.000 рублей для выдачи ссуд на устройство черепичных и кирпичных заводов и 2) в 3.000 рублей на выдачу ссуд для постройки в селениях уезда огнестойких строений.

Лужская уездная управа, отношением от 27 октября 1906 года за №3610, уведомила губернскую управу, что Лужское уездное земское собрание сессии 1906 года, рассмотрев её доклад об огнестойких постройках, постановило: «возбудить ходатайство пред губернским земским собранием об открытии кредита на первый год пяти тысяч рублей для выдачи ссуд на устройство кирпичных и черепичных заводов в уезде и три тысячи для выдачи ссуд на постройку огнестойких строений в селениях».

В докладе Лужской уездной управы уездному собранию указывается, что ею, для обсуждения вопроса о борьбе с пожарами, было собрано особое совещание, которое нашло, что действительно рациональным мероприятием по борьбе с пожарами может служить исключительно постройка в селениях строений из камня и кирпича с черепичными крышами. Признав, что кирпич и черепица являются наилучшим строительным материалом, совещание постановило:
1) признать, что лишь огнестойким строительством возможно уменьшить пожары в селениях;
2) для распространения огнестойких построек, необходимо поощрение развития и устройство заводов по выработке огнестойких материалов, как кирпича, так и черепицы;
3) для развития и устройства этих заводов, необходимо разрешать выдачу ссуды из страхового капитала на оборудование и обороты;
4) для возведения крестьянских огнестойких построек необходимо выдавать ссуды на покупку тех материалов и на производство работ.
Что касается условий, на которых совещание, а стало быть и Лужское собрание, которое с постановлениями совещания согласилось, находит желательным выдавать ссуды, то они сводятся к следующему: «ссуды на устройство кирпичных заводов должны выдаваться в размере от 200—500 руб. на десять лет, на черепичные — 1.000 —3.000 руб. на тот же срок. Ссуды выдаются из страхового капитала без процентов. Погашение ссуд ежегодно равными частями, при чем в первый год в 1/2 размере. Гарантией в возврате ссуды, для земле владельцев, должны служить соло-векселя, а для крестьян, приговоры обществ.
Выдача ссуд производится частями, по мере устройства заводов, и по проверке уездною управою, последней уплачиваются счета. Ссуды на постройку огнестойких строений выдаются и погашаются тем же путем в размере от 100 — 300 руб. на крестьянскую постройку. При устройстве новых и развитии существующих заводов, а равно при возведении самих построек необходима со стороны земства также техническая помощь.
При возбуждении ходатайства о ссуде, просители подают в уездную управу прошение с представлением плана и сметы, или на завод, или на возведение постройки; управа по рассмотрении таковых разрешает или отказывает в ссуде.
В подкрепление своего ходатайства, уездное земское собрание ссылается на деятельность некоторых губернских земств (Рязанское, Тамбовское, Екатеринославское и др.), которые затрачивают значительные средства на распространение среди населения черепицы и кирпича.
Для удобства рассмотрения ходатайства Лужского уездного собрания, губернская управа представит свои заключения по каждому из испрашиваемых кредитов отдельно.
Вопрос о постройке черепичных заводов с пособием из страхового капитала уже восходил по ходатайству Гдовского земского собрания на рассмотрение губернского собрания, которое, согласившись с докладом губернской управы, отклонило в 1902 году ходатайство Гдовского собрания о постройке таких заводов. Небесполезно поэтому будет привести из этого доклада некоторые данные, заставившие собрание отнестись отрицательно к ходатайству Гдовского земства.
Из собранных тогда, в 1902 г. сведений, об участии земств в деле производства и распространение среди сельского населения кровельной черепицы, выяснилось, что большая часть земств ничего не затрачивает из страховых капиталов на черепичное производство, остальные земства так или иначе принимали участие в производстве и распространении черепицы; однако, только в немногих земствах дело это было поставлено более ил менее широко, а именно, в Тверском, Симбирском и Новгородском. В двух последних были устроены на счет страхового капитала заводы для выработки черепицы, но в Симбирском земстве дело это не имело никакого успеха, и заводы через 2—3 года были закрыты, и все предприятие ликвидировано. Так же неудачно, как в Симбирском земстве, окончились опыты с черепицей и в Тверском земстве и только одно Новгородское имеет и до сих пор два завода,  содержимые на счет страхового капитала.
Что касается Рязанского и Тамбовского земств, которые, как сказано в докладе Лужской управы, затрачивают крупные суммы на распространение черепицы и кирпича, то, по сведениям губернской управы, по крайней мере до 1902 года, они совершенно не затрачивали никаких средств на черепицу; трудно предположить, что в 3 — 4 года положение так резко изменилось. Уездные земские собрания С.-Петербургской губернии, на обсуждение которых был передан в 1902 году вопрос о постройке черепичных заводов, высказались совершенно отрицательно. При чем некоторые из собраний выразили мнение, что черепица, как кровельный материал, непригодна для крестьянских строений С.-Петербургской губернии.
Тогда и Лужское уездное собрание, которое в настоящее время возбудило вопрос о постройке заводов для выделки черепицы, не нашло возможным присоединиться к ходатайству Гдовского земства. Вопрос о том, насколько черепица пригодна, как кровельный материал для деревянных крестьянских построек, совершенно не выяснен, почему губернская управа полагает, что следует с особой осторожностью отнестись к вопросу о затрачивании сумм из страхового капитала на распространение черепицы в губернии.
Что касается кирпича, то, конечно, сомнения в его пригодности, как строительного материала, не существует, но не следует забывать, что крестьянин при выборе материала для постройки, менее всего руководствуется соображением о степени огнестойкости того или иного строительного материала, а обращает главное внимание на его стоимость; при существующих же ценах на дерево, разница в стоимости постройки кирпичной и деревянной довольно значительна.
Если и предположить, что постройка кирпичных заводов понизит цены на кирпич, то едва ли это понижение будет велико. Легко может произойти, что произведениями кирпичных и черепичных заводов воспользуются не крестьяне, а совсем иные классы населения губернии, которые не участвовали в образовании капитала обязательного страхования.
Разделяя вполне соображения Лужского уездного собрания, что обеспечение населения губернии хорошим несгораемым строительным материалом весьма важно, губернская управа считает прежде всего необходимым решить вопрос — может-ли страховой капитал выдержать потребные для сего затраты, а затем производство этих затрат соответствует-ли назначению самого страхового капитала. Губернская управа находит, что обеспечение населения губернии указанными выше строительными материалами, или вернее, понижение цен на эти материалы, нужно рассматривать, главным образом, как меру экономическую, между тем страховой капитал отнюдь не предназначен для поднятия экономического положения населения. Надо иметь к тому же в виду, что страховой капитал обеспечивает страхователям
возмещение понесенных ими от пожаров убытков, а потому, как всякий капитал, гарантирующий чьи-либо денежные интересы, должен находиться по возможности в форме, обеспечивающей быструю и безубыточную реализацию; будучи же вложен в те или иные предприятия, хотя бы и очень важные для населения в экономическом отношении, становится мало подвижным. Конечно, сумма в 5.000 руб.,
испрашиваемая Лужским собранием, не является для страхового капитала значительной, но нельзя забывать, что вопрос о выдаче ссуд на постройку кирпичных и черепичных заводов необходимо рассматривать не только по отношению к Лужскому уезду, но и ко всем другим, а тогда кредит, потребный для основания заводов, могущих обслуживать хотя бы большую часть губернии, должен будет возрасти до очень солидной суммы, которая для страхового капитала уже будет непосильною.
Приступая к рассмотрению доклада Лужской уездной земской управы, губернская управа не может не указать, что трактуемый в нем вопрос совершенно не разработан. Лужская уездная земская управа не дает никаких данных ни о характере заводов, ни о их стоимости и размере потребного для дела оборотного капитала, ни о их производительности, ни о предполагаемой стоимости выработанного на них кирпича и черепицы и пр., а определяет только, что ссуды на устройство заводов кирпичных должны выдаваться в размере 200 — 500 руб., на черепичный 1.000 — 3.000 руб.
Почему уездная управа остановилась на этих суммах, а не на иных — неизвестно. Мы видим также, что ссуды, по предположению уездной управы, должны бы выдаваться не только на оборудование завода, но и на оборотный капитал, между тем как губернское собрание, приходя населению на помощь в мероприятиях по борьбе с пожарностью (выдача пожарных инструментов, устройство водоснабжения и пр.) всегда проводило ту мысль, что часть затрат должна падать на лиц, в интересах которых эти мероприятия осуществляются.
В предложении же Лужского земства владелец завода в дело вкладывает только свою инициативу, что, конечно, недостаточно; необходимо, чтобы предприниматель вложил в свое предприятие хотя бы часть и своего капитала.
«Гарантией возврата ссуды» — говорит Лужская управа — «для землевладельцев должны служить соло-векселя, а для крестьян — приговоры обществ». При выдаче ссуд из средств страхового капитала несомненно нужно соблюдать особливую осторожность, выдавать же ссуды на таких условиях, значит вступить на весьма опасный путь, не дающий никаких действительных гарантий, что страховой капитал не потерпит ущерба.
На основании вышеизложенных соображений, губернская управа полагала бы ходатайство Лужского уездного земского собрания об открытии кредита в пять тысяч рублей для выдачи ссуд на устройство кирпичных и черепичных заводов — отклонить.
Переходя засим к вопросу об открытии кредита в сумме 3.000 руб. на выдачу ссуд на постройку в селениях Лужского уезда огнестойких строений, губернская управа отмечает, что условия выдачи и этих ссуд недостаточно разработаны. Хотя и указан размер ссуды на возведение строения (от 100 до 300 руб.), но не дано никаких сведений, каким путем уездная управа подошла к этим суммам. Неизвестно также, будут ли выдаваться ссуды только на возведение жилых строений, или и холодных. Допуская даже, что размер ссуды соответствует стоимости огнестойкой (стена и крыша) постройки кр-на среднего достатка, губернская управа не может не остановить внимание губернского собрания, что страховой капитал не располагает достаточными средствами, чтобы удовлетворить требования о выдаче ссуд, который могут быть к нему обращены.
Надо помнить, что число страхователей в губернии более 115.000 и, если изъявит желание получить ссуду хотя бы и малая их часть, то размер необходимого для этого кредита может быть очень велик. Таким образом, губернская управа должна констатировать, что, по её мнению, в распоряжении губернского земства не имеется достаточных для указанной цели денежных ресурсов. Высказываясь поэтому отрицательно по вопросу об оказании кр-м денежной помощи в деле возведения каменных и кирпичных строений, губернская управа находит возможным оказывать крестьянскому населению губернии кредит на покрытие строений огнеупорным кровельным материалом (железо, черепица и пр.). С одной стороны, расход на покрытие строения огнестойкой крышей не так велик сравнительно со стоимостью целой постройки, а с другой — и деревянное строение, покрытое огнеупорным материалом, уже не будет таким легким проводником для распространения пожара.
Вопрос этот уже решен собранием в положительном смысле: собрание нашло целесообразным распространять железо — как кровельный материал. Лужское уездное земское собрание, как можно заключить из доклада уездной управы, намеревается распространять черепицу; губернская управа не видит оснований возражать против распространения и этого кровельного материала, тем более, что это даст ценный материал для суждения о том, насколько черепица пригодна, как кровельный материал, для покрытия сельских строений С.-Петербургской губернии. В виду таких соображений, губернская управа полагала бы возможным удовлетворить ходатайство Лужского уездного земского собрания об открытии из сумм страхового капитала кредита в 3.000 руб., с тем условием, чтобы ссуды из этого кредита выдавались сельскому населению уезда только на устройство крыш из огнестойкого материала и чтобы уездное земство приняло на себя гарантию в возврате выдаваемых ссуд. Что касается условий выдачи этих ссуд и денежного контроля со стороны губернской управы, по операциям Лужской уездной земской управы по выдаче этих ссуд крестьянскому населению, то губернская управа полагала бы установить таковые применительно к условиям, выработанным по отношению к Ямбургскому земству по отпуску последним кровельного железа, с теми, однако, изъятиями, что: а) расход по перевозке черепицы (в виду её тяжести и возможной отдаленности завода) относить не на счет страхового капитала, а на счет потребителей черепицы и б) размер ссуды установить не выше действительной стоимости черепицы и, во всяком случае, не выше 2 руб. на квад. саж. крыши.

 

Источник: Доклады С.-Петербургской Губернской Земской Управы на 1907 год. — СПб; тип. «Слово». 1906. — С. 393-400 

Комментарии к этой публикации закрыты.