И.Ш.П.О.; Ириновка

Кирпич с клеймом И.Ш.П.О. Фото Любомира Бакина
Кирпич с клеймом И.Ш.П.О. Фото Любомира Бакина

Ириновско-шлиссельбургская узкоколейная железная дорога была построена к 1892 году по инициативе действительного статского советника барона Павла Леопольдовича Корфа. Она соединила Охтинский вокзал на берегу Невы и имение Корфа Ириновка. Дорога была предназначена как для пассажирских, так и грузовых перевозок, в частности для транспортировки торфа на принадлежащих Корфу торфяниках.

Регулярное движение было открыто 1 (13) октября 1892 года. Общая первоначальная протяженность – около 34 км, на которых находилось 5 станций II класса, 6 станций III класса с навесами для пассажиров и 4 остановочных пункта с открытыми платформами. В 1895 году открылась станция Всеволожская. В 1896 году дорога была продлена от Ириновки до станции Борисова Грива, а также был открыт второй участок дороги, от станции Мельничный Ручей до деревни Шереметьевка. С выходом дороги к Ладожскому озеру дорога удлинилась на 21 км[1].

В 1891 г. бароном Корфом было организовано Товарищество «Цейтско-Ириновский торфобрикетный завод». По проекту академика архитектуры Иеронима Севастьяновича Китнера на станции Торфяная (ныне Рахья) построен завод по изготовлению торфяных брикетов. Официальное свидетельство, разрешающее работу предприятия, было выдано 12 мая 1892 года[2].

Торфяно-брикетный завод, станция Торфяная. Фото 1892 г.

Все заводские строения возводились из красного кирпича на фундаменте из гранитных валунов.

9 июля 1893 г. был утвержден устав Ириновско-Шлиссельбургского промышленного Общества, учредителем которого являлся П.Л. Корф. Из устава:

§ 1. Учрежденное в 1893 г. Акционерное Общество, под наименованием: «Ириновско-Шлиссельбургское промышленное Общество», имеет своею целью: 1) эксплуатацию Ириновско-Шлиссельбургского узкоколейного подъездного пути от берега реки Большой Невы на Большой Охте до с. Ириновки и с. Шереметевки, близ города Шлиссельбурга, С.-Петербургской губернии, с ветвью к бухте на Ладожском озере против Кошкина маяка, и торфяных залежей в имениях барона Павла Леопольдовича Корфа и других владельцев в Шлиссельбургском уезде, С.-Петербургской губернии, и 2) содержание и эксплуатацию: а) торфяно-брикетного завода, принадлежавшего товариществу на вере под фирмою «Цейтско-Ириновский торфянобрикетный завод» и находящегося при станции Торфяная, Ириновско-Шлиссельбургского подъездного пути, и б) кирпичного и стекольного заводов, находящихся в упомянутом выше уезде, в имении Общества «Борисова Грива».

Примечание. При учреждении общества учредителем его был действительный статский советник барон Павел Леопольдович Корф.

§ 2. Обществу принадлежат а) на праве собственности – поименованные в предыдущем параграфе узкоколейный путь, а также торфяно-брикетный, кирпичный и стекольный заводы со всем относящимся к ним имуществом и землею, состоящею под этими заводами, и б) на праве аренды – занимаемые означенным железнодорожным путем земельные участки.

Примечание. На Общество перешли все права и обязательства барона П. Л. Корфа, указаные в Высочайше утвержденных 31 декабря 1899 года условиях, на сооружение Ириновского узкоколейного подъездного пути.

§ 7. Основной капитал Общества состоит из: 1) 812.125 р. золотом, разделенных на 6.497 сполна Оплаченных акций первоначального и первого дополнительного выпусков, по 125 р. золотом каждая (чекана по закону 17 декабря 1885 г.); 2) 375.000 р., разделенных на 2.000 вполне оплаченных акций второго дополнительного выпуска, по 187 р. 50 к. каждая, и 3) 700.125 р., разделенных на 3.734 акции третьего дополнительного выпуска, по 187 р. 50 к. каждая, которые должны быть оплачены сполна не позже 1 января 1903 года.[3]

Действия Общества были открыты 24 марта 1895 года. 2 августа 1896 г. оно подало прошение об освидетельствовании местности и строящегося кирпичного завода на станции Борисова Грива.

2 Августа 1896 г. (поступило 2 Сентября 1896). №149

Ириновско-Шлиссельбурское промышленное общество. Прачешный пер., дом 4. Телефон 493.

Его Сиятельству Господину С. Петербургскому Губернатору

Правление общества имеет честь донести до сведения Его Сиятельства что в имении бывшем Н.Л. барона Корфа и перешедшем во владение Общества по купчей крепости в настоящее время в местности, называемой «Борисова Грива» в 3х верстах от села Ириновка возводится кирпичный завод на капитал Общества, согласно Постановления Общего собрания акционеров. В виду сего Правление Общества имеет честь покорнейше просить Ваше Сиятельство сделать зависящее распоряжение об осмотре местности и о разрешении открытия завода.[4]

Приложения: 1) План местности и восьмидесяти копеечные марки.

В 1897 г. было получено разрешение на открытие завода, и на станции Борисова Грива началось производство кирпичей с клеймами И.Ш.П.О. 

Информация из справочника «Вся Россия» 1900 года:

Ириновско-шлиссельбургское промышленное общество, ст. Борисова Грива Ириновской ж. д., поверх. нагр. 990 кв. ф., 150 рабочих.[5]

Рекламный модуль Ириновско-Шлиссельбургского промышленного общества. 1902 г.
Рекламный модуль Ириновско-Шлиссельбургского Промышленного Общества. 1902 г.

По съемке местности 1927 г., любезно предоставленной краеведом из пос. Рахья Владимиром Михайловичем Овсянниковым, мы удостоверились, что печи завода находились всего в 200 метрах от современной станции Борисова Грива.

Что касается довольно редких кирпичей с клеймами Ириновка, то они выпускались на заводе Корфа в деревне Ириновка. Судя по находкам, клейма имела только часть продукции.

Кирпич с клеймом Ириновка. Фото Максима Данилова
Кирпич с клеймом Ириновка. Фото Максима Данилова
Кирпичный завод в д. Ириновка на карте Ю. Гаша 1909 г.

Возможно, из кирпичей Ириновка в 1892 году по проекту И. Китнера был построен усадебный дом П.Л. Корфа.

Станция Ириновка (дом барона П.Л. Корфа). Фото 1892 г.

Сведения из Указателя действующих в Империи акционерных предприятий 1905 года:

1576. Ириновско-Шлиссельбурское промышленное общество.

Действия открыты 24 марта 1895 года. Местонахождение правления: Б. Морская, 54 (Мойка, 99). Телеграф. адрес: «Ириновка»

Личный состав правления: Чл. Г.Ф. Гатлих, Павел Павлович Бекель, М.А. Краузе, Э.О. Мочан и М.А. Фесенков.[6]

Данные санитарных исследований 1905-1906 гг.:

…Итак, прирост населения на юге за 20 лет составил 243 чел.; последние годы население юга стало возрастать благодаря пришлому элементу, преимущественно заводским рабочим Ириновского промышленного общества, открывшего в Борисо-Гриве подле Ириновки целый ряд заводов: стеклянный, кирпичный, брикетный и пр. Для доставки материала к этим заводам была оборудована и Ириновская железная дорога.

Число рабочих здесь было до 1.000 чел. С 1904 года все эти заводы, кроме химического 25 чел., и торфяникового сверх 100 чел. прекратили свою деятельность; в имении барона Корфа за последние годы стало возрастать число арендаторов и землевладельцев, приобретающих здесь отдельные участки земли, число последних пока насчитывается десятками и в виду общей характеристики местности на вряд ли сможет достигнуть больших чисел.[7]

Адресная книга 1907 года:

Ириновское промышленное О-во. Стеклян. зав. Шлиссельб. у., ст. Борисова-Грива, Ирин. ж. д. 2 ст. Чис. раб. 400. В настоящее время не работает.

Ириновское промышленное О-во. Кирпичный зав. Шлиссельб. у., ст. Борисова-Грива, Ирин. ж. д. 2 ст. Чис. раб. 80. В настоящее время не работает.[8]

Фабрики и заводы России 1913 года:

5287. Ириновского общества брикетный завод — близ ст. Торфяная, Ириновской ж. д., Шлиссельбургского у. Рабочих 30.[9]

Модуль из книги «Статистика акционерного дела России» 1913 г
Модуль из книги «Статистика акционерного дела России» 1913 г.

Фабрично-заводские предприятия Российской империи 1914 года:

№ 758. Ириновско-шлиссельбургское промышленное Акционерное Общество, кирпичный завод.

Арендаторы: Захаров и Губченко. Местонахождение: ст. Торфяная, Ириновской ж. д., Шлиссельбургского у. Правление: С.-Петербург, Большая Охта, Панфилова ул. Тлф. 431-95.[10]

Таким образом, Ириновско-Шлиссельбургское промышленное общество упоминается в литературе вплоть до 1914 г. Документы свидетельствуют, что в мае 1910 г. Общество подало прошение о снятии печати с котла на его кирпичном заводе[11]. В августе того же года арендатор А. Федулов писал фабричному инспектору, что вследствие пожара работы на заводе прекратились 2-го августа. Летом 1911 г. владельцем восстановленного предприятия значится Товарищество Борисо-гривского Кирпичного Завода.

В рапортах на имя главного фабричного инспектора Санкт-Петербургской губернии, заведующий заводом Третьяк писал, что численность рабочих на заводе в 1913 году составляла 128 человек (мужчин 57; женщин 61 и малолетних мужчин 10). 21 февраля 1914 года он же запросил в инспекции 300 штук расчетных книжек «для рабочих вверенного мне завода»[11].

В первые годы советской власти Борисогривский кирпичный завод был ликвидирован[12].

 

Источники

[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Ириновская_железная_дорога

[2] Овсянников В.М. От Рахьи до Борисовой Гривы. – СПб.: «Реноме», 2017. – С. 8.

[3] Устав Ириновско-Шлиссельбургского промышленного Общества. – СПб.: тип. И. Флейтмана, 1903. – С. 1-5.

[4] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 23. Д. 60.

[5] Вся Россия. 1900. Т. 1. – СПб.: А.С. Суворин, 1900. – Стб. 1773.

[6] Указатель действующих в Империи  акционерных предприятий и торговых домов / Сост. по данным, извлеченным из материала отдела торговли, особенной канцелярии по кредитной части и департамента железнодорожных дел Министерства Финансов, под ред. В.А. Дмитриева-Мамонова. – 2-е изд. – СПб., 1905. – С. 2210.

[7] Ладожское озеро как источник водоснабжения гор. С.-Петербурга. Часть санитарная / Комис. по изысканиям и исслед. Ладож. озера и ключевых источников. – СПб.: Гор. тип., 1911. – С. 725.

[8] Адресная книга фабрично-заводской и ремесленной промышленности всей России / Под ред. А.В. Погожева. – 2-е изд. (1907/8 г.), испр. и знач. доп. – СПб.: Тип. К.А. Четверикова, 1908. – С. 537.

[9] Фабрики и заводы всей России: сведения о 31,523 фабриках и заводах. IV. Фабрично-заводской отдел. – Киев: Книгоиздательство Товарищества Л.М. Фиш, 1913. – Стб. 327.

[10] Езиоранский Л.К. Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию): Под наблюдением Ред. ком., сост. из чл. Сов. съездов представителей пром-сти и торговли / Ред. Ф.А. Шобер; Сов. съездов представителей пром-сти и торговли. – 2-е изд. – Пг.: Издание инж. пут. сообщ. Д.П. Кондауров и сын, 1914. – 746-767 (В).

[11] ЦГИА СПб. Ф. 1229. Оп. 1. Д. 139.

[12] ЦГИА СПб. Ф. Р-1284. Оп. 5. Д. 432.

Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов

Комментарии к этой публикации закрыты.