История кирпича.

Изготовление кирпичей было, по видимому, одним из самых древних искусств, которое узнали народы Востока. Первым начавшим изготовлять кирпичи были ни в каком случае не еврейский народ; в Египте, в Ассирии и в Вавилоне изготовление кирпичей было известно задолго до того времени, когда еврейские рабы должны были готовить кирпичи египтян. С очень раннего времени древние народы делали кирпичи из глины и мелко нарубленной соломы и сушили их на солнце. Конечно, это были не очень хорошие кирпичи. Одного морозного дня достаточно было бы, чтобы они распались на куски. Но в жарких, сухих странах такие кирпичи могли служить и оставаться в отличном состоянии в течение нескольких сотен лет. Однако очень рано узнали, как изготовлять кирпичи лучшего качества, которые, благодаря обжиганию в печах, были очень тверды и прочны. Образцы различных кирпичей, служивших для построек древних народов, можно теперь видеть в Петербурге, в Эрмитаже. Греки и римляне научились изготовлять кирпичи, вероятно, у народов Востока, и в Риме до сих пор сохранилось несколько прекрасных кирпичных построек, воздвигнутых в то время, когда Рим еще правил всем светом.
Остатки этих построек сохранились и у нас в Крыму в виде развалин, иногда глубоко в земле, под кучами мусора, образовавшимися в течение тысячи лет. Можно было бы ожидать, что столь полезное искусство, как изготовление кирпичей, должно было сохраниться навсегда, но дело было не так.

Только в начале принятия христианства в Европе начали строить храмы из кирпича, и эти постройки велись под руководством греческого духовенства, которое, вместе с христианством, принесло европейским народам и зачатки культуры. Но много столетий кирпич употреблялся только для постройки храмов да крепостных стен. Дома же строились исключительно из дерева, и потому они часто подвергались пожарам. Печных труб до появления кирпича тоже не строили. Печи же делались в виде очагов из глины, и дым не уходил на крышу, а наполнял комнаты и выходил в дыру, открывавшуюся в крыше. Самые же дома были малы, неудобны и нездоровы. Кирпичи явились новыми дешевым строительными материалом, который можно было иметь почти в каждом месте. Но очень долго они употреблялись только для городских построек.

Кирпичи делаются из красной глины. Красная глина залегает в земле громадными слоями разной толщины. Толщина глинистого слоя иногда простирается до нескольких сот сажен; слои эти тянутся на сотни верст в длину и ширину. Иногда глина лежит почти совсем на поверхности почвы, а иногда на значительной глубине.
Глина образовалась из основной горной породы — гранита. При рассмотрении куска гранита простыми глазом нетрудно найти в нем отдельные плотно соединенные между собою кусочки. В состав этих кусочков входит полевой шпат, кварц и слюда. Частички полевого шпата бывают красноватого или серого цвета, кварц прозрачно-серого и слюда черного цвета. Воздух и вода разрушают гранит, выделяют из него эти составные части. Они разносятся водою и отлагаются чаще всего отдельно, так как имеют разный вес.
Полевой шпат образует глину, а кварц — песок.

Для выработки кирпича нужна глина, в соединении с небольшим количеством мелкого песка. Присутствие камней вредно.


На выработку кирпича идет чистая глина без примеси земли. Рабочий, счистивши землю, выкидывает глину из ямы и на тачке везетъ ее в кирпичный сарай. Под сараем глина поливается водой и размешивается ногами. На больших заводах глину мнут лошадьми посредством особых машин — глиномялок. В слишком жирную глину подбавляют небольшое количество песку. Рабочий берет нужный ему комок глины, бросает его в деревянную форму и сверху плотно утаптывает ногой, обутой в лапоть, излишек глины счищает дощечкой. Форма руками поднимается кверху, а кирпич, остающийся на рабочей скамейке, осторожно переносится и ставится ребром в «рядки» на земляной пол сарая. Такой кирпич называется лапотным. На больших заводах для формовки кирпича употребляют особые чугунные станки (рис. 4). Здесь кирпич формуется надавливанием рычага. Надавливанием педали кирпич выталкивается из формы, принимается на дощечку и относится на особой доске для просушивания. Такой кирпич называется машинным.


Просушивание производится обязательно под закрытым сверху и с боков сараями (рис. 6). Когда кирпич просохнет настолько, что выдерживает не особенно сильное давление пальцами, его из «рядков» поднимают и складывают в колонки, как видно на рисунке. В колонках кирпич досыхает настолько, что приобретает серый цвет и совершенно не поддается надавливанию. Тогда его на тачках везут в особо устроенную печь для обжига.


Простая печь для обжига представляет из себя четыре кирпичные стенки, высотою до 8 аршин. Внутри этих стенок по земле выложены продольные стенки высотой 1-1,5 аршина, перекрытые решетчатыми сводами. Это топка для обжига. Своды делаются решетчатыми для того, чтобы пламя могло ходить по ним по всей длине свода по возможности равномерно. Топки устраиваются с двух противоположных сторон, чтобы удобнее было закидывать в них обжиг (рис. 7).

На решетчатые своды уставляют в «елочку» кирпич, предназначенный для обжига. Кирпич уставляется в «елочку», т.е. под углом один ряд к другому, с маленькими промежутками между кирпичами и рядами, для того, чтобы пламя и жар могли свободно и равномерно охватывать каждый кирпич.
Загруженный в печку кирпич-сырец сверху закладывается старым обожженным кирпичом для того, чтобы жар мог охватить весь сырец.
Когда начинают обжигать кирпич, то сначала в топках поддерживают лишь слабый огонь. Это для того, чтобы «выгнать пары» из кирпича, медленно испарить заключающуюся в сырце воду.
При сильной топке и быстром накаливании кирпича вода испарялась бы слишком быстро, и пары образовали бы в кирпиче бесчисленное количество трещин. Такой кирпич не годится для постройки.

Водяные пары в первое время топки сильно выделяются и выходят через верхний покров печи. Как только выделение пара прекратилось, сейчас же начинают усиливать огонь в топках. Кирпич «пошел на обжиг». Теперь задача обжигальщика состоит в том, чтобы поддерживать равномерный и сильный огонь, но не допустить кирпич до температуры плавления. Дело в том, что когда кирпич начинает плавиться, он не сохраняет свою форму, сминается, уменьшается в размере и покрывается слоем стекловидной массы, которая не сцепляется ни с известью ни с цементом. Такой кирпичи не годен для постройки. Поэтому рабочие зорко следят за тем, чтобы где-нибудь вверху не пробили огонь наружу и при первом же появлении его закидывают то место землей. Нельзя дать пробиться огню наружу потому, что тогда в этом месте получится сильная тяга воздуха, разовьется более высокая температура, и кирпич в этом месте начнет плавиться. По окончании обжига топки перестают действовать, и начинается постепенное охлаждение кирпича. Когда кирпич остынет настолько, что его можно взять руками в кожаных рукавицах, печку раскрывают. Снимают верхний слой старого кирпича, раскладывая его по сторонам (рис. 8), а новый кирпич на тачках вывозят из печки и выставляют в клетки (рис. 9). Отсюда уже он поступает на постройки.

На рисунке 10 так называемый кирпичный сарай, помещение, где вырабатывается кирпич. Этот сарай представляет собой крышу, основанную на деревянных столбах или просто на строительных бревнах. Пространство от конца крыши до земли не имеет постоянной загородки. Оно по мере надобности закрывается деревянными или соломенными щитами.


Щиты эти укрывают еще совсем сырой кирпич от ветра и солнца и обеспечивают постепенную и равномерную сушку, иначе кирпич растрескается. Когда кирпич достаточно подсохнет, щиты открывают и дают возможность ветру свободно гулять под сараем. Печь для обжига снаружи окружена плотными тесовыми стенками. Стенки нужны для защиты от ветра. Ветер, дующий с одной стороны, или попеременно с разных сторон, отдувает пламя топки к одной из сторон и потому получается неодинаковый обжиг кирпича по всему пространству печи.

 

 

Источник: Детская энциклопедия//Том V. — Москва; тип. И.Д. Сытина, 1913. — С. 5-11

Комментарии к этой публикации закрыты.