Заметка в журнале «Строитель» 1897 года о трагедии на кирпичном заводе «Диль и Бакалан» под Тверью

Заметка в журнале «Строитель» №11-12 1897 года:

Тверь.

Подробности о катастрофе 20-го мая на строящемся французским акционерным обществом «Диль и Бакалан» (Societe anonyme des Travaux Dyle et Bacalan) громадном кирпичном заводе, в четырех верстах от Твери, в пустоши «Дорошиха», арендуемой обществом у г. Хартулари. Для строящегося близ Твери тем же обществом обширного вагоностроительного завода необходимо  громадное количество кирпича, а при нынешних высоких ценах на кирпич (с 12-13 руб. кирпич за последнее время поднялся до 25-27 руб. за тысячу), постройка вагоностроительного завода обществу обошлась бы  страшно дорого, почему оно и нашло выгоднее заарендовать у г. Хартулари пустошь «Дорошиху» под кирпичный завод. Конечно, выделку громадного количества кирпича  решено было производить по последнему слову техники — машинным способом, а для более успешного обжига его начали возводить огромное, более 100 саж. в окружности, каменное здание с 30-ю камерами, в котором кирпич просушивался бы паром. Постройка здания кирпичеобжигательного завода была сдана обществом архитектору П.С. Самсонову, из Петербурга, на коммерческих основаниях, т.е. таким образом, что контрагент совмещает в своем лице и архитектора строителя и подрядчика. Для здания завода употреблен местный кирпич недурных качеств. Посреди этого здания начали класть громадную вытяжную трубу, высота которой предполагалась до 22-х саж. До 20-го мая, т.е. до дня катастрофы, труба эта была уже возведена до высоты 13 саж., и в роковое утро  работы продолжалась как снаружи, так и внутри её. Еще раньше этого времени, как говорят была замечена значительная осадка и трубы и самого здания, так как в разных местах появились опасные трещины. Утром 20-го мая работы продолжались: до 200 человек заняты были кладкой самого здания, а 8 человек продолжали возводить трубу, причем четверо из них работали внутри её, и четверо снаружи, на подмостках. Около 8 часов утра заметили, что труба начала оседать и грозит рухнуть.  О помощи и спасении работавших на ней не могло быть и речи. Через несколько мгновений громадная труба представляла из себя лишь огромную бесформенную груду кирпича и щебня, ужасную могилу заживо погребенных людей. Погибло восемь человек. Причины катастрофы, по нашему мнению, заключаются в несоответствии высоты трубы, с площадью поперечного сечения её в основании, вследствие чего на единицу этой площади приходилась нагрузка большая, чем можно было допускать по качеству кирпича. Замечательно, что разрушение кирпичной кладки произошло не внизу трубы, где оставлено отверстие для входа дыма (хайло), т.е. не в самом слабом сечении, а несколько выше. Это обстоятельство трудно объяснить, не имея детальных чертежей сооружения.

В настоящее время на заводе полный застой; рабочие не идут на работу, боясь, что потрескавшееся здание тоже обрушится, а между тем к 1-му июня решено было закончить стройку.

 

Источник: Журнал «Строитель» №4 1897 г. — Стб. 462-463

Комментарии к этой публикации закрыты.