Р. и Ко

Кирпич с клеймом Р. и Ко. Фото Виктора Артемова

Кирпичи с клеймами Р. и Ко выпущены на заводе Товарищества «Ресье и Ко» французского гражданина Лорана Филипповича Ресье. Производство было организовано с большим числом затруднений в 1898 году в имении Товарищества площадью 294 кв. десятины на левом берегу реки Тосны[1]. Ранее на той земле выпускал кирпичи А.А. Орлов. Контора завода Ресье находилась на Обводном канале, в доме № 66. 13 апреля 1898 г. сообщалось, что «правление ныне помещается» по адресу: Фонтанка, № 90, кв. 6[2].

11 декабря 1897 г. Лоран Филиппович Ресье и С.-Петербургский 2-й гильдии купец Иван Михайлович Орлов заключили условие на «…поставку на кирпичный завод Ресье и Ко, что на реке Тосна против деревни Рождествено, кирпичеделательную машину фирмы Больже в Брауншейге, горизонтальную с двумя рифлеными питательными вальцами, с двумя мундштуками с двумя патентованными резательными станками, водяной резервуар для смачивания мундштуков и предохранительным шкивом, производительную при 12-15 лошадиных сил от 3000 до 3500 штук в час…»[2]

12 декабря 1897 г. штабс-капитан Михаил Геннадиевич Орлов по доверенности Товарищества «Ресье и Ко» и крестьянин Калужской губернии, Мосальского уезда, деревни Качилево (?), Иван Емельянович Иванов, заключили подряд на постройку на заводе гофманской печи и дымовой трубы.

3 марта 1898 г., еще не имея завода, Ресье «…имел честь предложить поставить для надобностей Морского Министерства кирпич… не менее как на миллион штук».

17 апреля был дан наряд на поставку 1 млн кирпичей в Новое Адмиралтейство для постройки слесарной мастерской по 18 руб. за тысячу.

30 апреля 1898 г. фирмой был заключен контракт на поставку кирпича на означенную стройку.

Надежда на беспроблемное устройство завода не оправдалась. Не удалось запустить кирпичеделательную машину. В середине июля в строящейся гофманской печи обвалились своды, что повлекло смерть рабочего. После расследования и разбора завалов печь была достроена и пущена в ход только в последних числах августа. Окончание постройки завода замедлилось на 4 месяца.

Не особенно убыточный для казны контракт с Товариществом Ресье в сентябре был продлен, с фирмы взыскана неустойка.

В акте освидетельствования наконец поставленного кирпича от 31.10.1898 г. констатируется, что от фирмы поступило всего 100 тыс. кирпичей, притом плачевного качества:

1898 г. Октября 31 дня мы нижеподписавшиеся свидетельствовали кирпич, доставленный фирмой Ресье и Ко, согласно контракта от 30 Апреля 1898 г., в количестве ста тысяч штук, для вновь строящейся слесарной мастерской в Новом Адмиралтействе, причем оказалось, что кирпич этот совершенно не удовлетворяет требованиям контракта, так как он весьма плохого качества по составу, выделки и обжигу и в общем количестве его находится свыше 20% битого и совершенно негодного.

Кирпич этот на кладку стен совершенно негоден и может быть употреблен только на щебень для бетонных и других работ и на смазку, в чем подписями нашими удостоверяем.

Члены: Старший Техник Домомедов. Подполковник Наумов. Председатель Полковник Скворцов

22 декабря 1898 г. фирма «Ресье и Ко» дала объяснительную:

Товарищество, приступив в настоящем году к постройке кирпичного завода, наткнулась на целый ряд непредвиденных и крайне несчастливо сложившихся для него обстоятельств. Так например, в Гофманской печи, которая должна была быть готовой на 15 июня, незадолго до ее окончания, по вине подрядчика, что констатировано судебным следствием, случился обвал сводов в нескольких камерах, сопровождавшийся человеческой жертвою. Разборка упавших сводов и постройка новых отдалили окончание постройки печи и она была пущена в ход только в последних числах Августа…

Двигатель не развивал обусловленного контрактом количества сил, вследствие чего Товарищество не имело возможности пустить в ход сказанную машину и должно было ограничиться ручной работою.

В 1899-1900 гг. имение Ресье приобрело Санкт-Петербургское Общество строительных материалов.

Кирпич с клеймом Р. и Ко 7. Фото Виктора Артемова

Упоминание Ресье в отчете Царскосельской земской управы в 1898 году:

От владельца им. «Перевоз» Лорана Ресье за поломку мостов по земской дороге  провозом тяжелой техники на кирпичный завод.

23 рубля 50 копеек.[3]

По статистике Виктора Артемова, максимальный зафиксированный номер на клейме Р. и Ко — 82.

 

Источники

[1] Худяков С.А. «СПОСМ» и Песчанка: Статья. 2015.

[2] РГА ВМФ. Ф. 427. Оп. 3. Д. 258.

[3]  Отчет Царскосельской Уездной Земской Управы за 1898 год. — СПб. Тип. В. Демакова. 1899. —  С. 102

 

Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов

Комментарии к этой публикации закрыты.