Мартынов Савва Михайлович

Савва Михайлович Мартынов (17.12.1780 — 03.05.1864), пензенский помещик, азартный игрок в карты, отставной прапорщик. Родился в городе Пенза, отец – Михаил Ильич Мартынов, мать – Екатерина Ивановна Нелюбова, дочь старого дворянина, полковника И.Ф. Нелюбова. В 1783-м стал по праву рождения сержантом Томского пехотного полка; 1 июня 1785-го подпрапорщиком лейб-гвардии Измайловского полка, а в 1786-м сержантом Измайловского полка. В 1793-м, “жил для окончания наук в Инсарской округе, в селе Липягах”, в имении Пензенского наместничества.

В 1809 г. перебрался в Москву, а позже в Санкт-Петербург.

Отрывок из записок Вигеля:

В день Ивана постного, 29 августа 1812 г., из Москвы приехали два Пензенских помещика, года три назад туда переселившиеся, С.М. Мартынов и В.Е. Жедринский. Савва Михайлович с ребячества был примечателен чрезмерным самолюбием; в первой молодости, получив первый офицерский чин и владея только ста душами, оставил он службу и начал думать о средствах заменить искусством скудность даров фортуны. Он начал, как говорится, служить четырем королям и веровать в одного Вольтера, которого, выучившись по французски, он одного только прочитал: можно посудить о его правилах и религиозных чувствах. Посвященный наконец во все таинства картежной игры, он приметно начал разживаться; удачно и расчетливо выставляемая им роскошь и смелая болтовня дали в Пензе большой ему вес. Но он оставил её, ибо Москва представляла ему  гораздо богатейшую добычу. Жедринской малый простой, пошел к нему в опеку, но никогда не мог подняться до высоты его, хотя, впрочем, и гениальность Мартынова не простиралась далее фанфаронства. Оба они в Пензе щеголяли французским диалектом; у Жедринского был выговор лучше, зато Мартынов говорил бегло и безошибочно; это, вероятно, дало надежду, что Наполеон, покорив Россию, назначит их, прапорщика и титулярного советника, префектами  в завоёванные им провинции. Вот к каким людям побежал я за известиями, может быть, утешительными! Я нашел их в самом веселом расположении духа; на вопрос мой отвечали они мне, что оставили Москву, так сказать, почти накануне её сдачи. «Согласитесь», улыбаясь, сказал мне Мартынов, «что смешно и безрассудно противиться великому человеку, у которого полмиллиона войска и две тысячи пятьсот пушек». Негодование оковало мне язык, но, видно, глаза мои выразительно говорили, ибо в обоих скоро заметил я смущение и досаду. Не говоря ни слова, встал я и вышел и долго молчание мое с ними не прерывалось. (Часть IV, стр. 55-56)

В Москве Савва Мартынов, по словам Вигеля, «подвизался в карты в сообществе с родственником своим Дмитриевым» (Записки IV, 88).

Впоследствии С.М. переехал окончательно в Санкт-Петербург, где и прожил до самой смерти; главный партнер его был известный Сухозанет, который за игрой всегда неизменно спрашивал «Ca va» а С.М.  всегда отвечал «Caвва? Bien» или «mal», смотря по игре. Будучи страстным игроком в карты, С.М. выиграл у князя Ивана Александровича Голицына («Рябчика») имение Тосно и отдал его своей дочери, княгине Н.С. Багратион.

 

Источник: Материалы для истории дворянских родов Мартыновых и Слепцовых с их ветвями (с гербами, портретами и таблицами) А.Н. Нарцова. – Тамбов: Типо-литография Губернского правления, 1904. – С. 51-53.

                                                                                                                                                                                                                                                                                         Материал подготовил Любомир Бакин

Комментарии к этой публикации закрыты.