Ф.П.

Кирпич с клеймом Ф.П. Фото Михаила Макарова
Кирпич с клеймом Ф.П. Фото Михаила Макарова

Кирпичи произведены на заводе отставного гвардии поручика Федора Ивановича Польмана. Завод был открыт в 1853 г. на правом берегу реки Корчминская Ижорка[1].

По данным, опубликованным Н.А. Деппом в 1860 г., годовое производство было на уровне 4 млн шт.[2].

Цифры по заводу на 1865 г.:

Польмана. Число мастеров и рабочих. М. п.: 159. Ж. п.: 10. Ценность. Выработанных произведений: 26000. Топлива (дров и древесного угля): 10400.[3]

В 1866 г. завод был оценен в 15000 рублей[4].

Кирпич Ф. Польмана использовался, в частности, в строительстве Паровозного здания Петергофской железной дороги (Наб. Обводного канала, 120Б, 1857-58 гг.), в котором на сегодняшний день располагается Музей железнодорожного транспорта России.

В конце 1850-х гг. наряду с безрамочными на заводе начали применяться клейма в рамках.

Тесное соседство кирпичей с рамочными и безрамочными клеймами ФП в кладках одного из промышленных зданий на Выборгской стороне Петербурга свидетельствует об их одновременном производстве. Фото Михаила Попова
Тесное соседство кирпичей с рамочными и безрамочными клеймами ФП в кладках одного из промышленных зданий на Выборгской стороне Петербурга свидетельствует об их одновременном производстве. Фото Михаила Попова

Выделим основные разновидности клейм ФП в рамках.

#1. В простой прямой рамке.

Кирпич с клеймом ФП в прямой рамке. Фото Виктора Литвинского
Кирпич с клеймом Ф.П в прямой рамке. Фото Виктора Литвинского
Кирпич с клеймом Ф.П. Фото Михаила Попова
Кирпич с клеймом Ф.П. Фото Михаила Попова

#2. В прямой рамке с канавкой.

Кирпич с клеймом ФП в прямой рамке с канавкой. Фото Виктора Литвинского
Кирпич с клеймом ФП в прямой рамке с канавкой. Фото Виктора Литвинского

#3. В простой рамке с куполом.

Кирпич с клеймом Ф.П. 12. Фото Любомира Бакина

#4. В рамке с канавкой и куполом.

Кирпич с клеймом Ф.П. в рамке с куполом с канавкой (№ 4). Фото Владимира Красильникова
Кирпич с клеймом Ф.П. 4 в рамке с куполом и канавкой. Фото Владимира Красильникова

Год прекращения работы завода неизвестен. В списках 1873 г. завод Польмана упоминается в последний раз, на нем шатер с 6 печами, 18 полевых навесов, 10 полочных навесов, 4 хаты для рабочих, баня и караулка[5].

Четыре клейма ФП в сравнении:

Кирпичи с клеймами Ф.П. в сравнении. Фото Любомира Бакина
Кирпичи с клеймами Ф.П. в сравнении. Фото Любомира Бакина
Кирпичная матрица Ф.П. Фото Игоря Коваленко

В процессе изготовления кирпича-сырца рабочий ударял формовочным ящиком о стол, чтобы сформованный кирпич вышел из формы. Это иногда приводило к раскалыванию литер, прикрепленных к дну ящика.

Кирпич с бракованным клеймом Ф.П. Фото Любомира Бакина
Кирпич с бракованным клеймом Ф.П. Фото Любомира Бакина

По статистике Виктора Артемова, максимальный зафиксированный номер на клейме Ф.П. — 24.

 

Источники

[1] ЦГИА СПб. Ф. 1163. Оп. 1. Д. 1030.

[2] Инженерный журнал. №5 (1860). – С. 947-952.

[3] Фабрики и заводы в С.-Петербурге и С.-Петербургской губернии в 1865 году. Вып. 4. – СПб., тип. Губернского Правления, 1866. – С. 21.

[4] ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 1. Д. 29.

[5] ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 1. Д. 261.

Авторы: Любомир Бакин, Михаил Попов

Комментарии к этой публикации закрыты.