Отгрузки кирпича по районам С.-Петербургской и других северо-западных губерний

В справочнике «Торговля и промышленность Европейской России по районам. Выпуск II. Северо-западная земледельческая полоса» указана интересная для нас информация, а именно напечатаны данные об отгрузке и поставке кирпичей в конкретные регионы (в тысячах пудов). Во всех 12 томах справочника год издания не указан, но мы считаем, что они содержат данные примерно за 1903-1906 года.

 

Шлиссельбурский район.

Главная доля отправляемого районом кирпича идет с рек Мойки (450 т.п.) и Мги (75 т.п.)

 

Санкт-Петербург.

Около половины доставляемых транспортов составляет кирпич (60 милл. пуд.), главным образом обыкновенный строительный (57,5 милл. пуд.), а отчасти огнеупорный (2,5 милл. пуд.). Первый подвозится почти целиком по Неве из Колпинского (54 м. п.), а отчасти из Ириновского, Шлиссельбургского и Ново-Ладожского районов; по железным дорогам доставляется всего лишь 2400 т. п. главным образом из Ириновского (1800 т. п.), Колпинского (150), Мало-Вишерского (до 100 т. п.), Петергофского (75) и по мелочам из других, преимущественно ближайших районов. Небезинтересно отметить доставку 22 т. п. кирпича каботажем из Виндавы. Что касается огнеупорного кирпича, то главная его масса ввозится из заграницы (1530 т. п., в том числе через западную сухопутную границу 13), остальное же количество прибывает преимущественно из Боровичского района (свыше 800 тыс. п.). Небольшие партии доставляют из Финляндии (30) и Любанского района (16).

Из более отдаленных отправок огнеупорного кирпича можно отметить: в Москву – 50 т. п.; в Нижний Новгород – 55 т. п.; в Муромский район – 40 т. п.; в Симско-Катаевский район – 20 т. п.; в Орехово-Зуевский район – 12 т. п.; в Рыбинск – 40 т. п.; дальним каботажем в Одессу — 15 т. п.

 

Колпинский район.

Преобладающее значение в отправлении района является кирпич (свыше 54.500 т. п. на сумму до 5 миллионов рублей). В эту цифру входят транспорты, отправляемые в Петербург водным путем с кирпичных заводов по реке Неве (30600 т. п.), Ижоре (19900 т. п.) и Тосне (3500 т. п.), а по железной дороге с Ижорских и Тосненских заводов (ст. Колпино и Тосна) – в Петербург (366 т. п.), Чудовский (113 т. п.), Везенбергский (30 т. п.), Гатчинский (30 т. п.) и мелкими партиями в другие ближайшие районы.

Привоз: огнеупорного кирпича (214 т. п.), почти всецело из Боровичского района.

 

Петергофский район.

В отправлении из района 107 т. п. кирпича.

Привоз кирпича (25 т. п.): из Луги (14) и Нарвы (11).

 

Копорский район.

Привоз: 9 т. п. из Лужского района.

 

Гатчинский район.

Кирпич (375 т. п.) прибывает в наибольшем количестве из Лужского района (211 т. п.) и мелкими партиями из Петербурга (45 т. п.), Колпинского (35 т. п.), Ямбургского (30 т. п.), Псковского (21 т. п.) и Любанского (10 т. п.) районов.

 

Любанский район.

Кирпич (180 т. п.) вывозится в Чудовский район (105 т. п.), Петербург (40 т. п.), Гатчинский (11 т. п.) и внутри района на ст. Любань (22 т. п.).

На ст. Любань прибывает кирпич и глина из Колпинского района.

 

Лужский район.

Наиболее характерными для промышленности района типами являются лесопромышленность и частью обработка ископаемых продуктов, представленная в основном стеклянным производством; только 46 т. р. падает на производство керамиковых труб и огнеупорного кирпича и около 50 т. р. на кирпичные заводы.

Кирпича вывозится из района 265 т. п.

Со станции Преображенской отправляется 240 т. п. кирпича, сбывается преимущественно в Гатчинский (211 т. п.) и мелкими партиями в Псковский (7 т. п.), Царскосельский (6 т. п.), Ям-Тесовский (2 т. п.) районы, Петербург (2 т. п.) и внутри района в Лугу (16 т. п.).

Из Луги отправляется около 23 т. п. кирпича по реке Луге в Кронштадт (14 т. п.) и Копорский район (9 т. п.).

 

Гдовский район.

По реке Плюсе в Нарву поставляется 64 т. п. кирпича из имения Мариинского и д. Кривой Луки.

 

Нарвский район.

Кирпич (180 т. п.), отчасти подвозимый по рекам Плюсе и Нарове из Гдовского района (64 т. п.) и морем из заграницы (огнеупорный кирпич 33 т. п.) и Ревеля (1 т. п.). Главными пунктами назначения железнодорожных отправок кирпича являются Москва (33 т. п.), Гатчинский район (28 т. п.), Везенберг (26 т. п.), Рига (16 т. п.), Калуга (13 т. п.), Ярославль (13 т. п.), Кострома (10 т. п.) и др., а каботажных – Кронштадт (11 т. п.) и Финляндия (7 т. п.).

 

Везенбергский район.

Отправляется кирпич (около 250 т. п.) преимущественно морем с Везского кирпичного завода в имении Палмс (230 т. п.) в Ревель (180 тп.п.) и разные пункты Финского залива.

Обыкновенный строительный кирпич (190 т. п.) поступает частью морским путем из Ревельского района (60 т. п.), частью по железной дороге из Нарвы (26 т. п.), Петербурга (15 т. п.), Таппского (10 т. п.) и Колпиского (5 т. п.) и других районов.

 

Псковский район.

Кирпич (333 т. п.) идет в Морино-Дновский (219 т. п.), Печерский-Псковский (26 т. п.), Царскосельский (22 т. п.), Гатчинский (21 т. п.) районы, в Петербург (19 т. п.) и водным путем (13 т. п.) главным образом в Юрьевский район.

 

Старорусский район.

Кирпич (16 т. п.) идет преимущественно в Морино-Дновский район.

 

Новгородский район.

Кирпич (158 т. п.) доставляется по реке Мсте из Боровичского (119 т. п.) и Крестецкого (34 т. п.), а по железной дороге из Боровичского (3 т. п.) и Старо-Русского (1 т. п.) районов.

 

Чудовский район.

Кирпича район получает 323 т. п., в том числе огнеупорного 41 т. п., причем наибольшие партии из Колпинского (113 т. п.), Любанского (105 т. п.), Боровичского (43, в том числе огнеупорного 34 т. п.), Мало-Вишерского (38 т. п.), Крестецкого водным путем по Волхову (15 т. п.) и Домбровского (5 т. п. огнеупорного кирпича) районов. Мелкие партии огнеупорного кирпича (11 т. п.) отправляются со ст. Волхов в Рыбинск (5 т. п.), Мало-Вишерский (2 т. п.) и другие районы.

 

Мало-Вишерский район.

Обыкновенный строительный кирпич (139 т. п.) сбывается главным образом в Петербург (87 т. п.), Чудовский район (38 т. п.), а отчасти в Рыбинск (4 т. п.), Москву (2 т. п.) и в пределах Мало-Вишерского района (7 т. п.), кирпич огнеупорный (12 т. п.) в Петербург (4 т. п.), Рыбинск (4 т. п.) и Подольский район (2 т. п.).

Прибывает: кирпич строительный и огнеупорный (42 т. п.) из Боровичского (15 т. п.), Вышне-Волоцкого (7 т. п.), Петербурга (6 т. п.), Чудовского (2 т. п.), Домбровского (2 т. п.) и пределах района (7 т. п.).

 

Крестецкий район.

Кирпич (48 т. п.) идет в Новгородский (34 т. п.) и Чудовский (14 т. п.) районы.

 

Боровичский район.

Кирпич огнеупорный (3250 т. п.) рассылается по всей России, причем наибольшие партии идут в Петербург (964 т. п.), Москву (525 т. п.), Колпинский район (219 т. п.), Нижний-Новгород (148 т. п.), Новгород (122 т. п.), Царицын (86 т. п.), Муром (71 т. п.), Козлов (64 т. п.), Саратов (63 т. п.), Рыбинск (62 т. п.), Коломенский (62 т. п.), Везенбергский (59 т. п.), Ивано-Вознесенский (43 т. п.), Чудовский (42 т. п.), Щелковско-Стромынский (41 т. п.) районы, Ярославль (38 т. п.), Борисоглебск (36 т. п.), Тулу (34 т. п.), Тверь (32 т. п.), Троицко-Араповский (30 т. п.), Воронежский (26 т. п.), Александровский-Владимирский (24 т. п.) районы, Ревель (22 т. п.), Подольск (21 т. п.), Калугу (20 т. п.). Из остального количества большую часть получают районы Московской промышленной полосы.

 

Вышне-Волоцкий район.

Кирпич обыкновенный строительный (152 т. п.) и огнеупорный (23 т. п.) отправляется в Бежецк (92 т. п.), Петербург (13 т. п.), Рязань (13 т. п.), Тверь (11 т. п.), Ряжск (8 т. п.), Мало-Вишерский район (8 т. п.), Москву (5 т. п.), Кострому (4 т. п.), Нижний Новгород (4 т. п.), Бологовский район (3 т. п.), Ржев (2 т. п.) и на многие другие рынки.

 

Рыбинский район.

Кирпич (288 т. п.), доставляемый водным путем (136 т. п.) из Нижнего Новгорода (89 т. п.), Угличского (37 т. п.), Моложского (10 т. п.) районов и по железным дорогам (152 т. п.) из Боровичского района (64 т. п.), Петербурга (24 т. п.) Некоузского (10 т. п.), Мало-Вишерского (8 т. п.), Чудовского (4 т. п.), Нарвского (3 т. п.) и др. районов.

 

 

Источник:

Торговля и промышленность Европейской России по районам / Вып. II. Северо-западная земледельческая полоса. – СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума. – С. II 2, II 23, II 29, II 30, II 33, II 34, II 37, II 38, II 40-43, II 46, II 53, II 236, II 244, II 248, II 250, II 253-255, II 258, II 273, II 295.

 

Комментарии к этой публикации закрыты.