О строительном кране завода Дейтш.

Механическая мощь при подаче на постройки материалов, почти вовсе не применяемая в России, широко распространена в Западной Европе, где ею пользуются при возведении  не только особенно больших зданий, но и обыкновенных городских домов. Механическая подача материалов имеет многие несомненные выгоды, и главные причины отсутствия ее у нас —  косность подрядчиков, непривычка из вообще к механизмам, а также непривычка рабочих к интенсивной работе, — что представляет собой естественное следствие нашей, вообще вялой и находящейся в ненормальных условиях промышленной жизни.

Среди многих кранов, употребляемых за границей для подачи материалов и пригодных для обычных построек, последние года выделился один, представляющий еще некоторые удобства благодаря своей особой остроумной конструкции.

На прилагаемом рисунке изображен строительный кран завода, Дейшт, обозначаемый заводом, как тип. 2-а. Он состоит из станины, склепанной из уголкового полосового железа, внутри которой помещена лебедка. Лебедка имеет два барабана, приводимые одновременно в движение при вращении одной общей рукоятки, на которой работают двое рабочих. С двух  противоположных сторон к станине прикреплены подшипники двух кронштейнов, которые могут в них поворачиваться на 180°; на концах кронштейнов помещены блоки. Два проволочных каната, на одном конце имеющих крюк или приспособление, показанное на рисунке, перекинуты через через блоки по одному с каждой стороны; другим концом они навиваются каждый на ближайший барабан лебедки. Под нижней пятой каждого кронштейна прикреплена к станине втулка, имеющая вертикальный канал, а снаружи на два, по винту огибающих ее, гребня. Между этими гребнями может скользить отточенный по шару конец неравноплечего рычага, точка опоры которого находится  близко к втулке на подвеске, скрепленной неподвижно с кронштейном. Другое, более длинное плечо рычага имеет проушину, через которую пропущен подъемный канат. Канат по пути к барабану свободно проходит через вышеупомянутый канал в теле втулки.

Через проушину свободно проходит только канат, крюк-же, или какой либо, укрепленный на канате выше его зажим —  не проходит, и они, дойдя до рычага при навитии каната на барабан, упираются в него и заставляют его длинное плечо поднимается, а короткое — опускается и давит на нижний неподвижный винтовой гребень, что в свою очередь заставит весь кронштейн с грузом повернуться в своих подшипниках. Когда затем тот-же канат пошел вниз и ничто более не подпирает рычага, последний своим весом опускается в прежнее положение; его короткое плечо скользит по верхнему гребню и заставляет кронштейн повернуться обратно.

Работа производится так: когда выведен первый этаж, кран (один или несколько), устанавливают на стене так, чтобы длинная сторона его основания была параллельна стене, а рукоять глядела внутрь здания; тогда оба кронштейна, если крюки их не приподняты, будут обращаться в сторону улицы. При вращении лебедки, крюки идут на встречу друг другу.

Пусть кран установлен и один крюк снизу. На этот крюк подвешивается груз и дает знать наверх, что можно подымать; начинают вертеть ручку лебедки, подымают груз, причем другой крюк идет вниз. Когда первый крюк дойдет до рычага, он его подымает; кронштейн поворачивается и обращает груз внутрь постройки; вращение прекращают, а храповики удержат груз подвешенным. Затем груз снимают и начинают вертеть ручку в обратную сторону; тогда с противоположной стороны повторяется все вышеописанное, а на рассматриваемой стороне крюк идет вниз и кронштейн опять сам поворачивается на улицу.

По мере надобности кран переносят этажом выше.

Подшипники кронштейна и храповики стальные; зубчатки чугунные, рассчитанные с большим запасом прочности.

Барабаны с выточенными канавками для каната, вмещают канат длины, достаточной для подъема грузов на 9,5 саж.; каната 8 мм диаметром, из 114 стальных проволок, с крюком и вплетенными коушами на концах. Барабаны для навивания каната разобщаются от зубчаток. Имеется приспособление для наращивания каната в 2-3 минуты.

Завод изготавливает краны этой системы семи размеров, для грузов от 100 до 1,000 кг. Производительность их при 10 часах работы, при средней высоте подъема в 10 метров, равна 8-10,000 кирпичей с необходимым количеством раствора.  Стоимость этих кранов от 170 до 640 руб. с доставкой в СПб, без каната. Завод поставляет также изображенные на рисунке железные корытца и другие вместилища для материалов.

Тип 2а имеет подъемную силу в 200 кг (12 пуд.) и стоит вместе с 4 корытцами 245 руб. с доставкой в СПб. Вес его около 20 пуд.

Подобные краны изготовляются с электрическим или бензиновым двигателем: простыми — для управления, и съемными — для переноса в следующий этаж.

К несомненным преимуществам устройств нужно отнести следующее: 1) Там, где употребляется поденные подносчики кирпича и каменщики, вместо всех подносчиков достаточно лишь немногих вертельщиков, что дает значительную экономию на плате рабочим; притом производительность крана такова, что каменщикам всегда хватит материала.

2) Там, где кирпич носят сами каменщики, получающие с тысячи уложенного кирпича, значительно ускоряется работа, так как им нужно ходить за материалом лишь к крану в том же этаже.

3) При этих кранах, так-же как и при других приспособлениях, вовсе не нужны леса, а лишь забор вокруг постройки. На центральных улицах, где требуется обшивка лесов тесом, отпадает и этот, собственно вовсе не относящийся к постройке, расход.

4). К индивидуальным преимуществам описанной системы надо отнести автоматическое поворачивание кронштейна (это собственно и составляет сущность патента Дейтша).

При таком устройстве груз при посредстве одного лишь вращения рукоятки подымается, поворачивает и без всякой иной помощи оказывается на высоте плеча человека над подмостками; надо только подставить плечо, отстегнуть корыто с материалом и нести к месту укладки.

Автоматическое поворачивание особенно важно тем, что устраняет заворачивание в ручную стрелы, если употребляется таковая, или —  что еще хуже — простое оттягивание груза на стену: эти манипуляции, помимо траты времени, сопряжены с серьезной опасностью для рабочих.

К недостаткам описанного крана следует отнести:

1)Невозможность подымать длинные балки, пальцы, доски и пр., вследствие малого возвышения верхнего положения крюка над стеной.

2) Вследствие той же причины им можно  лишь начиная со второго этажа постройки.

3) Неудобство перетаскивания крана в следующий этаж и оставление  на прежнем месте бреши в стене.

Не смотря на это, заводом продано за последнее время уже около 700 кранов в разных странах, даже в С. Америке — что показывает, что упомянутые недостатки вполне окупаются удобствами описанного крана.

Указанные недостатки устранены в другом типе строительного крана того же завода. Этот тип завод называет «Универсальным» именно потому, что он может поднимать все без исключения строительные материалы, в том числе, и весьма крупные предметы.

Универсальный кран имеет тоже два автоматически поворачивающихся кронштейна описанной выше конструкции; оба эти кронштейна укреплены на деревянной мачте, высотой до конька будущего здания. Канаты, проходя по кронштейнам вышеописанным путем, идут вниз на лебедку, также подобную описанной ранее, приводимую в движение в ручную или от мотора. При этом кране можно начать пользование им с первого этажа; не нужно его перетаскивать и оставлять бреши в стене;  можно свободно поднимать длинные предметы. Наконец, укрепив кронштейны на двух разных мачтах и расставив мачты друг от друга по длине здания, можно с одной лебедкой обслуживать большой участок стены.

Нужно заметить, что для поворачивания кронштейна, когда груз подается на нижние этажи, на канат надевается на надлежащей высоте шайба, которая, идя вперед крюка и упираясь в рычаг, подымает его и поворачивает кронштейн, когда груз достиг нужной высоты. Грузоподъемность до 1,000 кг, производительность для 10 часов работы и 10 м среднего подъема при ручном действии составляет 9-10,000 кирпичей, а при 4-х сильном моторе — 15-18,000 кирпичей, с необходимым для их кладки количеством раствора. При употреблении мотора, может быть сделано приспособление, чтобы мотор сам останавливался при достижении крюками крайних положений и чтобы пусканием затем мотор в ход можно было управлять с верха с постройки.

Завод поставляет все оборудование этого крана, кроме мачты. Весьма удобны такие кронштейны при постройке фабричных труб; мачта ставится при этом внутри трубы и, конечно, делается из частей, чтобы можно было ее потом удалить. Вообще подъемники с применением кронштейна Дейтша могут служить, при соответствующих приспособлениях, для весьма разнообразных работ.

Завод имеет представительство для России в СПб у г. А.В. Арльд, (Вознесенский пр., 22), где и можно получить более подробные разъяснения.

Источник: Журнал «Зодчий» №5 от 29 января 1906 года. — С. 45-47.

 

Комментарии к этой публикации закрыты.