Развитие производства огнеупоров в России.

История развития производства огнеупоров в России во многом отлична от истории развития этого производства в Западной Европе и США.
Кустарная выплавка железа в примитивных сыродутных печах имела весьма широкое распространение в России и сохранилась в ряде районов не только до XVII, но даже до начала XIX в., конкурируя с более совершенными способами, применявшимися в это время на металлургических заводах.
Первые доменные печи появились в России в первой половине XVII века, когда возникли старейшие у нас тульские пушечные и гранатные заводы. К концу XVII века в районе Тулы, Каширы и Алексина было уже несколько заводов, имевших плавильные печи.
Восемнадцатый век характеризуется интенсивным развитием уральской металлургии. Общая выплавка железа в России в 1800 г. поднялась до 168,8 тыс. т против 108,8 тыс. т, в 1718 г.
В последующие годы, вплоть до последней четверти XIX в., русская металлургия развивалась весьма медленно, значительно отставая в темпах роста от металлургии других стран; в 1850 г, Россия дала всего 4% мировой выплавки чугуна против 12% в 1830 г. Основной металлургической базой России в это время продолжает оставаться Урал. К 1860 г. уральские заводы давали около 70% всей выплавки
чугуна в России.

Производство огнеупорных материалов в этот период было сосредоточено в подсобных цехах металлургических, стекольных к других заводов, потребляющих огнеупоры. Это положение сохранилось до 70-х годов XIX в.
Правда, в середине XIX в. имелись уже единичные специальные заводы, вырабатывавшие огнеупорные изделия: по данным инж. Миклашевского в 1865 г. был построен завод Нобеля на р. Крупе, Боровичского уезда, работал казенный завод в Домброве (Польша). Однако удельный вес специальных заводов в выработке огнеупоров был ничтожен.
Техника производства огнеупорных изделий оставалась крайне примитивной до самого конца XIX в. Мускульная сила являлась основой всех производственных процессов на большинстве предприятий того времени. Для дробления сырых материалов применялись толчеи, иногда жерновые мельницы, а в некоторых огнеупорных цехах сырье измельчалось ручными колотушками. Лишь наиболее передовые предприятия того времени имели бегуны и дробилки. Измельченная указанным путем масса замешивалась с водой в колодах или творилах лопатами и затем промешивалась ногами. Формовка производилась почти исключительно вручную в деревянных формах. Даже в 80-х годах простейшие рычажные прессы имелись лишь на редких предприятиях. Сушка изделий применялась естественная. Печи для обжига изделий были крайне примитивны, нередко применялись напольные печи, а в отдельных случаях кирпич обжигался просто в ямах.
При полной неизученности сырья и примитивной технике производства качество огнеупорных материалов было неудовлетворительно. Характерно, что для наиболее ответственных мест кладки, например для горна доменных печей, большинство металлургических заводов того времени применяло естественные огнеупорные материалы.
К числу последних относятся некоторые разновидности песчаника и других естественных кварцевых материалов, известных под названием горного камня, добывающихся в Карело-Финской ССР, в Калининской, Пензенской областях, на Урале и в ряде Других мест. Интересно отметить, что для кладки первой русской домны на Городищевском заводе (1636 г.) применялся также огнестойкий песчаник-мочильный камень.
Некоторые заводы применяли частично импортный огнеупор или ввозили из-за границы огнеупорную глину.
К 1886 г. на трех металлургических заводах имелись цехи, изготовляющие тигли для плавки стали (Златоустовская оружейная фабрика, Пермский сталепушечный завод, Обуховский завод).
Весьма важным периодом в развитии русской промышленности является следующий этап, начавшийся с 80-х годов XIX в. Этот период характеризуется исключительно быстрым ростом промышленного капитализма в России: с помощью иностранного капитала строится целый ряд заводов, представляющих собой вполне современные предприятия, по уровню техники и размерам производства оставляющие далеко позади фабрики и заводы, типичные для России середины XIX в. В 1870—1885 гг. возникают первые металлургические заводы на юге России.
Быстро развивается и производство огнеупорных материалов, идущее в этот период уже по линии организации специальных заводов.

В 1880 г. на разрабатывавшемся и ранее Боровичском месторождении огнеупорных глин акционерным обществом Вахтер и Ко строится крупный завод огнеупорных изделий (ныне цех № 1 комбината «Красный керамик»), в 1887 г. открываются заводы Плещеева и Ковалевского в Часов-Яре, в 1889 г. Деконский динасовый завод. В 1894 г. начинается эксплоатация месторождения огнеупорных глин вблизи ст. Латная Воронежской губ. Здесь же обществом Горн и к строится завод шамотных изделий. В последующие годы открывается целый ряд специальных огнеупорных заводов: завод Беренгейма в Харькове (1895 г.), завод Франко-Русского общества при ст. Красногоровка (1895-1896 гг.) и целый ряд других заводов. В 1900 г. вступает в эксплуатацию завод «Магнезит», расположенный на богатейшем месторождении кристаллического магнезита у г. Сатки Челябинской обл.

Строительство заводов, начавшееся в 90-х годах XIX в., продолжается и в начале XX в. Общий выпуск огнеупорных материалов в России к 1900 г. определяется в 172 тыс. г, а к 1908 г. — в 208 тыс. т. Однако спрос на огнеупорные материалы не покрывался существующим производством, поэтому импорт огнеупорных материалов к этому времени достигает значительных размеров. Так, к 1909 г. он достиг 65,5 тыс. т, что составляет около 50% общей потребности в огнеупорных материалах.
К началу войны 1914 г. общая потребность России в огнеупорных материалах определялась примерно в 760 тыс. т. Собственное производство покрывало лишь около 80% этой потребности, остальная же часть огнеупорных материалов импортировалась.
Техника производства огнеупорных изделий этого периода хотя и сделала некоторые шаги вперед с постройкой специальных заводов огнеупорных изделий, все же являлась крайне отсталой сравнительно с предприятиями Западной Европы и США. Для сушки глины применялись исключительно подовые сушила, формовка фасонных изделий производилась, как правило, вручную, для допрессовки нормального кирпича применялись ручные прессы. Искусственная сушка изделий применялась всего лишь на одном заводе, остальные заводы и цехи применяли исключительно естественную сушку. Обжиг изделий производился в периодических и гофманских, реже — в газокамерных печах.
Еще хуже были оборудованы огнеупорные цехи металлургических, стекольных и других заводов; очень многие из них полностью сохранили технический уровень, характерный для русских огнеупорных предприятий середины XIX в: толчеи, колоды, мятье глины ногами к 1914 г. сохранились еще во многих цехах.
Учебных заведений готовивших кадры специалистов для огнеупорной промышленности, в России не существовало за исключением гончарных школ низшего типа. Руководство производством на подавляющем большинстве предприятий находилось в руках мастеров-практиков, знавших и крепко охранявших «секреты» производства. Исследовательских институтов и учреждений керамическая промышленность России не имела вовсе.
Таким образом к началу войны 1914 г. производство огнеупорных материалов в России далеко отстало от уровня других стран как в количественном отношении, так и по технике производства и не удовлетворяло даже тех требований, которые предъявляла ему отсталая русская промышленность.

Источник: Технология огнеупоров. — Москва; Гос. науч.-тех. изд. лит. по чер. и цв. метал. 1944. — С. 7-10.

Комментарии к этой публикации закрыты.