Киев в строительном отношении (1873 год)

Киев в строительном отношении имеет много особенностей; расположенный в гористой местности, он, почти при каждой каменной постройке, доставляет случай или срывать гору, или делать насыпь и вообще предварительно заняться значительными земляными работами. Притом грунт здешних гор, так разнообразен, что каждый случай представляет свои особенности. Тут имеются слои и синевато-глинистого чисто белого кварцевого песку, толщиною в 2 и 3 сажени, npoрезанные прослойками крепкой синей глины; иногда эти слои обрезываются вертикально желтой железковой глиной. Под всеми этими слоями, на различной глубине, часто сажень на 5-ть от поверхности земли, лежит слой прекрасной, синей глины, с трудом разбиваемой ломами. Слой этот — толщиной от 4-х сажень, но часто его вовсе не могли прорыть на гораздо значительнейшей глубине. Этот материчный слой имеет весьма не ровную верхнюю поверхность; направляясь иногда параллельно покатости горы, он вдруг начинает склоняться совершенно в другую сторону и даже обрывается вертикально сажени на 2 . Горы содержат огромное количество ключей, так что вода наполняет толстые, песчаные слои и, во время земляных работ, образует плывуны,
значительно усложняющие работы.

Окраины или все нижние части города застроены, по большей части деревянными, мазанными с наружной и внутренней стороны глиною, домами, крытыми или дранью, или тесом. Лес при этом употребляется очень тонкий, часто 3-х вершковые пластины; нижние и верхние обвязки делаются зачастую из дуба.

В средних же частях города, дома по большей части каменные, обыкновенно в два этажа; впрочем, теперь много уж есть и в 3 этажа, а нынешнее лето, строились и 4-х этажные дома. Главный материал здесь — кирпич, обращающий на себя внимание всякого в первый раз приезжающего в Киев; здешний кирпич приятного, бледнопалевого цвета, зовется обыкновенно белым и, как в техническом, так и в художественном отношении, представляет вполне прекрасный материал. Построенные из него здания, чистой работы, без штукатурки, имеют весьма приятный общий тон, и невольно становится досадно видеть, как его замазывают и покрывают штукатуркой с рустиками, тягами и проч., что при здешней возвышенной местности и сильных ветрах — вовсе непрактично.

Кроме белого кирпича, есть здесь и красный, чаще называемый печным; по причине дороговизны белого, не бывающего ниже 22 рубл. и доходящего до 31 рубля за тысячу, употребляют во внутренние стены и красный кирпич, но он не выдерживает сколько-нибудь значительных давлений. Стоимость его от 12 р . до 21 рубля за тысячу.

До сих пор здесь употреблялся кирпич ручного приготовления и притом маломерный; но в прошедшем году начал действовать машинный завод, с несколько измененной Гофмановской печью, с непрерывным обжигом. Резка этого кирпича производится таким образом, что только две стороны (один тычок  и один ложок) выходят  плашмя, остальные же вполне шероховаты и хорошо соединяются с раствором. Плотность его, равномерное перемешивание глины, правильность и полномерность делают его весьма хорошим материалом; жаль только, что цвет его, от недостаточной однородности глины — выходит не ровный, а с красноватыми жилками, как в мраморе.

Говоря о киевских строительных материалах, поневоле остановишься на кирпиче, как на единственном здесь каменном материале. Никаких плитных материалов, к которым так привыкли петербургские строители, здесь нет, и этот недостаток очень ощутителен, в особенности при устройстве лестниц. Лесной материал здесь тоже дорог, и большею частью продается пиленный в брусья.

Не смотря однако на дороговизну материалов, в нынешнем году частных построек производилось здесь очень много. Новые, четырех и трехэтажные дома, надстройки на старые здания, изменения фасадов — были видны по всему городу. При этом преобладали французские стили; в особенности вошли у нас в моду мансарды, которые не только делались на новых постройках, но даже надстраивались на старые каменные дома, представляя часто однообразную и весьма не грациозную линию за таким же однообразным парапетом. Это нововведение в Киеве, при здешних холодных и ветряных зимах и слишком больших летних жарах, нельзя назвать рациональным.

Из общественных зданий нынче окончены: биржа — довольно солидное здание, к сожалению, оштукатуренное и при том с одного фасада; дом для ремесленной школы, деревянный, обшитый тесом, —  и здание химической лаборатории при университете, устроенное со всеми необходимым и приспособлениями на весьма не значительные средства.

Кроме того, построено несколько заводов; между ними один из значительных в городе пивоваренных заводов, именно: киевского товарищества на акциях. О постройке последнего я сообщу подробно в следующий раз.

При постройке этого завода, в горе, на 5-ть аршин от поверхности земли, найдена медная булавка, рисунок которой прилагаю. Булавку эту, покрытую сильной окисью, с остатками позолоты, отрыли вместе со скелетами человека и лошади; тут же найден железный меч, совершенно испорченный окисью, обоюдоострый, длиною до 1,5 арш., шириною вершка 1,5. Кроме того, в той же горе открыта общая могила, из которой вынуто было более двух тысяч черепов, что составляет только один край могилы, так как груды костей шли еще далеко в глубь и в бок горы; между ними найдено много стеклянных разноцветных колец, по видимому — браслет, медные колечка, небольшие крестики из цветных камешков с ушками для снурка, а так же несколько глиняных черепков.

Вообще во всех киевских гopax постоянно отрывают большое количество скелетов, и почти всегда сваленных в одну общую яму. Таким образом, каждая постройка обогащает археологический музей киевского университета св. Владимира.

Источник: Зодчий, №1 от января 1873 года. — С. 8-9.

Комментарии к этой публикации закрыты.