Ладожский канал, его устройство и значение во внутреннем судоходстве (1857 год).

Ладожский канал начинается двумя устьями от реки Волхова, в Новой Ладоге , пролегает юго-восточным берегом Ладожского озера, по уездам С.-Петербургской губернии: Новоладожскому и Шлиссельбургскому, и оканчивается также двумя устьями в Неве, при Шлиссельбурге. Длина канала от Волхова до Невы составляет 104 версты. Начиная с 3-й версты от Ладоги, по протяжению первой половины канала, непосредственно за левою дамбою, тянутся резервуары, питающие Ладожский канал.

Резервуары эти суть: Кривоколенский, Красношлюзский, Черниговский, Дубенский, Сумский, Петербургский, Белозерский и Черновский: последний из них оканчивается на 52 версте канала. Площадь всех резервуаров составляет, в общей сложности, поверхность до 87 квадратных верст.
На второй половине канала в него втекают реки: на 60 верст — Кабона; на 68 — Лава, на 76 — Шальдиха и на 83 — Назья. Все эти реки, кроме Шальдихи, сплавные, а при устьях — судоходные.
Посредством этих речных и резервных вод, питающих Ладожский канал, горизонт воды в канале содержится выше уровня воды Ладожского озера до 6 фут. Берега Ладожского канала, по обеим его сторонам, состоят из дамб, устроенных при самой копке канала.
Ширина канала, при обыкновенной в нем судоходной пропорции воды, составляет по поверхности 12 сажень. Дно канала покрыто наплывшею массою лесной коры от прогона лесных гонок; ила — от обмыва берегов и от осаждения земляных частиц, и наплывей — от впускаемых в канал нечистых болотных, резервных и речных вод.
Состояние вод. Глубина Ладожского канала в летнее время изменяется и зависит от количества дождевых вод, степени засухи и деятельности самого судоходства.

Состояние воды в канале представляет ту особенную важность для судоходства, что, сообразно глубине воды в канале, определяется и мера нагрузки судов.
В отношении меженней глубины канала можно вообще заметить: 1) в первой и более засоренной половине канала от Ладоги, глубина изменяется от 5 до 7 фут., а в последней половине — от 6 до 9 фут., и 2) при подобном состоянии вод в канале, горизонт его выше уровня воды Волхова до 4 фут., и выше уровня Невы до 6 фут.
Обыкновенный расход воды в канале составляет, в течение суток, слой воды, толщиною до 7 дюймов, а в засуху и при усиленном судоходстве — до 2 фут.
Успех пополнения такой убыли зависит от объема речных вод, втекающих в канал, а также от обилия вод, содержащихся в резервуарах Ладожского канала, которыми, как уже замечено выше, поддерживается горизонт канала.
Падения канал не имеет; впрочем, при деятельном движении судоходства, направляющегося преимущественно к С.-Петербургу, вода нагоняется ходом судов, и уровень воды в Шлиссельбурге, к концу дня, нередко возвышается до 1 фута над уровнем воды в канале в Новой Ладоге; а ночью, когда суда остановлены, уровень в канале совершенно сравнивается.

В следствие подобного движения нагонной воды, на поверхности канала заметно некоторое слабое течение днем, от Новой Ладоги к Шлиссельбургу, а ночью — от Шлиссельбурга к Новой Ладоге.
Время вскрытия от льда и замерзание канала — зависят от атмосферных причин. По средним выводам из наблюдений за 10 лет (1844 — 1854 г.), видно, что канал вскрывается от льда в половине апреля и покрывается льдом в половине ноября.
Возвышение горизонта весенних вод в канале, и его резервуарах зависят от обилия притоков; но особенное влияние на высоту весенних вод обнаруживают: количество снега, сохранявшегося до весны, дружное или постепенное его таяние, и, вообще, более или менее резкий переход от зимы к весне.
Время спада вод зависит также от состояния погоды и бывает обыкновенно в половине июля. Период самых низких вод в канале относится обыкновенно к сентябрю.
С прекращением судоходства и с наступлением морозов, вода из канала выпускается на зиму, почти вся до дна, дабы, таким образом, не было необходимости задерживать судоходства в ожидании таяния льда в канале, в то время когда реки уже доступны судоходству.
Вообще, продолжение времени от вскрытия канала до окончательного замерзания — составляет от 175 до 215 дней.
Судоходное состояние капала. Период навигации по каналу продолжается от 165 до 205 дней.

По деятельности судоходства, Ладожский канал составляет одно из замечательнейших сообщений в мире. В нем сосредоточиваются все суда Вышневолоцкой, Мариинской и Тихвинской судоходных систем, и, следовательно, все продовольствие столицы и огромный сбыт С.-Петербургского порта. По этому, главное судоходное движение Ладожским каналом направлено к С.-Петербургу. Обратное движение судов, в сравнении, незначительно, и, большею частью, состоит из срочных товаров для Нижегородской ярмарки.
Искусственные пособия судоходству. Питающие канал реки: Кабона, Лапа, Назья и Шальдиха, не могут пополнить его своими водами и поддержание судоходного горизонта канала производится спуском воды из прилегающих к каналу 8 резервуаров. Объем запасных вод во всех резервуарах Ладожского канала составляет, в общей сложности, до 4.000,000 куб. сажень.

Выпуск воды из резервуаров в канале производится по мере надобности. Для управления водами резервуаров и самого канала, устроены водоспуски с целью впуска потребной воды из резервуаров в канал, равно как и выпуска излишней воды из канала в озеро.
Водоспуски при резервуарах называются резервными; название «озерных» дано тем из них, которые служат для выпуска из канала излишней воды в Ладожское озеро. Выпуск воды из резервуаров и искусственное, в следствие этого, поддержание горизонта воды в канале, дает возможность судам идти в весеннее время, до первых чисел июня, с осадкою в 8 четвертей в межень, и осенью в 7 четвертей. В засуху, осадка, уменьшается до 6 четвертей.
На случай крайней засухи и совершенного оскуднения резервуаров, поставлены, в Новой Ладоге две водоподъемные паровые машины: одна во 120, а другая в 80 сил, для снабжения канала водою непосредственно из реки Волхова.
Ввод судов в канал и выпуск их из канала в Неву и Волхов совершается посредством шлюзов, сооруженных на каждом из 4-х устьев канала. Все эти сооружения из гранита.
Камеры шлюзов имеют размеры: в Шлиссельбурге, на старом устье, 25 саж. длины и 30 фут. ширины; на новом, 33 саж. длины и 30 фут. ширины. В Новой Ладоге, как на старом, так и на новом устьях, размеры эти: 24 саж. длины и 30 фут. ширины.

На всем протяжении канала, от Новой Ладоги до Шлиссельбурга (104 версты), по обеим его сторонам, устроены удобные бечевники, а в Новой Ладоге и Шлиссельбурге — подъемные мосты чрез канал.
Для удобнейшего отвала судов, выходящих из старого устья канала в Неву, устанавливается ежегодно, на якорях, заплав против шлюзов, дабы, в случае ветра, отстранить волнение. Для судов, выходящих в Неву чрез новое устье канала, устроена гавань, обнесенная двумя каменными молами.

Пристани. На Ладожском канале находятся две пристани: 1) Новоладожская, в Новой Ладоге, и 2) Шлиссельбургская, в Шлиссельбурге. Кроме этих двух пристаней, производится нагрузка судов в прибрежных каналу селениях: Дубны, Кабоне, Шальдихе, Назьи и Липке.

Наименование судов, плавающих по Ладожскому каналу; места их постройки, стоимость и пр. Собственно на Ладожском канале судов не строится и по этому пути следуют суда всех видов, идущие по системам Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской, а именно: барки — строятся на реке Волге и ее притоках, в Тверской и Ярославской губерниях, и также на Мсте и за озером Ильменем, из елового и соснового леса. Длина их 17 саж.; ширина 4 саж, глубина 2 арш.; груза поднимают от 6,000 до 8,000 пуд.; осадка в воде от 12 до 15 вершк.; стоят от 150 до 280 руб.; служат 2, 3 и 4 года. Вышневолоцкие барки ходят по верхней части Волги до Рыбинска, а также по Вышневолоцкой и Мариинской системам, по Ладожскому каналу и по Неве до С.-Петербурга, откуда, большею частью, не возвращаются. Здесь их ломают и употребляют на дрова и, отчасти, на постройки; незначительная часть барок, возвращающихся назад, служит, исключительно, для нагрузки, в Ладожском канале и р. Волхов, лесного материала для С.-Петербурга.

Полубарки строятся на реках Тудере и Кунье, впадающим в озеро Ильмень, и на притоках Волги. На суда эти идет сосновый и еловый лес; их крепят нагелями и частью железом, конопатят паклею и мочалами, и застилают пазы досками, употребляя при этом железные скобы. Полубарки — длиною от 9 до 14 саж., шириною до 4 саж., глубиною до 6 четвертей. Осадка их от 12 до 15 вершков; тяжести поднимают от 4.000 до 7,000 пуд.; стоят от 150 до 280 руб. и служат 2 и 3 года. Каюки строят в Вологодской губернии из елового и соснового леса и крепятся липовыми лыками и нагелями. Длина их — от 12 до 14 саж., ширина до 4 саж. Осадку они имеют до 7 четвертей; тяжести поднимают от 5,000 до 7,000 пуд., стоят от 250 до 350 руб., и служат от 4 до 5 лет. Употребляются — по Мариинской системе, до С.-Петербурга.
Сибирки строят на р. Волге, в Нижегородской губернии, из соснового и елового леса, крепят их железом, конопатят паклею и вымазывают смолою. Длина сибирок от 12 до 13 саж., ширина 3,5 саж., глубина от 2 до 2,5 арш.; осадка в воде — от 6 до 7 четвертей. Они поднимают от 5,000 до 7,000 пуд. груза, стоят до 700 руб., служат до 8 лет и ходят по Волге и Мариинской системе — до С.-Петербурга.
Полулодки строятся на р. Свири, в Олонецкой губернии, из соснового леса, крепятся железом, конопатятся паклею и вымазываются смолою. Длина их от 12 до 13 саж., ширина от 2,5 до 3 саж.; глубина от 2,5 до 3 арш., и осадка — от 5 до 7 четв. Они поднимают груза от 5 до 6 тыс. пуд., стоят от 300 до 400 руб., служат до 9 лет и употребляются на Тихвинской и Мариинской системах до С.-Петербурга.

Коломенки строятся преимущественно в губерниях: Пермской и Оренбургской, на Каме и притоках ее — Чусовой и Белой. На постройку их идет лес наиболее еловый. Они употребляются, большею частью, для сплава металлов из Сибирских заводов. Обыкновенная длина коломенки — от 17 до 18 сажень; ширина от 3,5 до 4 саж.; высота бортов — от 2 до 2,5 арш. Коломенки имеют осадку от 5 до 6 четв. и поднимают груза от 8 до 12 тыс. пуд. Коломенки стоять от 200 до 600 руб. и служат 2 и 3 года.
Черепанки строятся на Шексне и ее притоках. Длина их 12 саж., ширина 3,5 саж., глубина 3,5 арш. Они имеют осадки до 7 четв. и поднимают груза до 9 тыс. пуд. Цена их до 300 р. сер.; могут служить 3 и 4 года. Черепанки ходят до С.-Петербурга и обратно, по Мариинской системе.

Белозерки строятся на Шексне и на притоках Белого озера, из елового и соснового леса. Длина их до 12 саж., ширина 4 саж., глубина 4 арш.; осадка до 7 четвертей. Они поднимают груза до 10 тыс. пуд., стоять до 1,200 руб. сер. и служат до10 лет. Суда эти палубные. Белозерки ходят по р. Шексне и Мариинскою системою до С.-Петербурга, где ломаются на дрова.
Унженки строятся в Нижегородской и Костромской губерниях, близ реки Унжи. На носовой и кормовой частях имеют каюты. На постройку унженок употребляется еловый пильный лес ; они крепятся: копани к днищу — нагелями , а по заземной доске, кругом всей унженки, — железными гвоздями; тесовая обшивка боков прибивается также железными гвоздями ; днище конопатится мочалом и паклею, с заливкой горячей смолой. Унженки, отправляемые чрез Мариинскую систему к С.-Петербургу, имеют в длину от 11 до 13 сажень, в ширину от 2,5 до 3 саж., в глубину от 2 до 2,5 арш. Осадка их до 7 четвертей ; грузу поднимают от 7 до 8 тыс. пуд. Цена унженок от 250 до 400 руб.; они могут служить от 3 до 5 лет.

Пашскіие лодки строятся на реках Паше, Чагодоще и Свири, из елового и соснового леса. Длина их — 12,5 сажень; ширина — до 4 саж., глубина 4,5 аршина, а осадка до 7 четвертей; груза поднимают они от 10 до 12 тыс. пуд., стоят до 1,000 р. и служат до 10 лет. Употребляются — на Мариинской системе.
Свирские лодки строятся на реке Свири, из елового и соснового леса. Длина их до 12 саж., ширина до 4 саж., глубина 4 арш. и осадка до 7 четв.; груза поднимают до 10 тыс. пуд.; стоят от 600 до 800 руб., служат до 7 лет и ходят по Мариинской системе к С.-Петербургу.
Лодки Тихвинские, Соминские и Вышневолоцкие строятся на реках, в Тверской и Новгородской губерниях, из соснового и елового леса, крепятся железом и нагелями, конопатятся паклею и вымазываются смолою. Длина лодок —4, 5 и 6,5 саж., ширина 4 и 5 аршин; глубина от 4 до 8 четв., и осадка от 12 до 28 верш. Они поднимают груза от 1,500 до 3,000 пуд., стоят от 300 до 600 руб., служат до 5 лет и ходят по Тихвинской системе до С.-Петербурга, а также по Волге — до Рыбинска.
Соймы строятся на реке Паше, из соснового и елового леса. Длина сойм от 3 до 7 саж., ширина от 1 до 2 саж., глубина до  2,5 аршин, и осадка до 6 четв. ; они поднимают груза до 4 тыс. пуд. и служат от 5 до 9 лет. Суда эти палубные; цена их от 350 до 500 руб. сер. Соймы ходят по озерам Онежскому и Ладожскому, по рекам Паше и Волхову, и по Ладожскому каналу — к С.-Петербургу.

Пассажирские лодки и трешкоты устраиваются из Тихвинских лодок, при чем, кроме подъема борта, на них делают палубу, разделяют внутреннее пространство лодки перегородками для размещения пассажиров, а на палубе устраивают балюстраду.

Средства сплава и взводки судов. Суда и гонки тянутся Ладожским каналом бечевою, лошадьми, кроме караванных барок, которые тянутся людьми. Смотря по средству тяги, барки разделяются на односменные и двусменные. Первые имеют, кроме лоцмана и 2-х коренных рабочих, по 7 человек сходочных; для двусменных назначается двойное число людей.
Для тяги гонок употребляют по 3 лошади на каждую гонку, и по три рабочих; тяжелогрузные суда тянутся двумя, а легкие лодки одною лошадью.
Сведения о количестве и ценности сплавляемой клади. Кладь, сплавляемая по Ладожскому каналу, разделяется на кладь транзитную, следующую к С.-Петербургу, или из С.-Петербурга по трем судоходным системам, и на кладь отправляемую собственно с пристаней Ладожского канала.
По каналу ежегодно идет к С.-Петербургу, с трех судоходных систем, до 18,000 судов, с грузами следующего рода: муки: крупичатой, пшеничной, ржаной, гороховой, гречневой и других до 85,000,000 пуд.; крупы: манной, гречневой, ячневой и овсяной до 1.000,000 пуд.; пшена: сарачннского и простого до 600,000 пуд.; пшеницы до 3.500,000 пуд.; ржи до 1.200,000 пуд.; овса до 10.000,000 пуд; ячменя, гороха и разного хлеба до 600,000 пуд.; сена и соломы до 1.500,000 пуд.; семени льняного, конопляного, подсолнечного и сурепного до 3.000,000 пуд.; масла коровьего, деревянного, льняного и конопляного до 325,000 пуд.; яиц до 27.000,000 штук; рыбы, вязиги и икры до 1.000,000 пуд.; сала до 2.500,000 пуд,; москатильных и аптекарских товаров до 25,000 пуд.; бакалейного товара, фруктов и овощей до 5,000 пуд.; спирта, водок и виноградных вин — до 1.000,000 ведер; табаку и сигар до 30,000 пуд.; козьего пуха, шерсти , конского волоса, хвостов и гривы до 30,000 пуд.; мехов и овчин до 15,000 пуд.; юфти, кож и кожевенных изделий до 50,000 пуд.; льна, пеньки и пакли до 1.500,000 пуд.; поташа и шадрика до 500,000 пуд.; воска и восковых свеч до 5,000 пуд; свеч стеариновых и сальных до 116,000 пуд.; чугуна, железа, меди и металлических изделий до 1.600,000 пуд.; бумаги: писчей, шпалерной, карточной, оберточной и кровельной до 25,000 пуд.; рыболовных снарядов и судовых снастей до 95,000 пуд.; стекол до 66,000 пуд.; алебастра, извести, глины, изразцов, кирпича, мела и разного камня до 2.150,000 пуд.; смолы, скипидара и дегтю до 52,000 пуд.: кулей, рогож и мочала до 50,000 пуд.; теса, разного дерева и деревянных изделий и дров на сумму до 5.000,000 руб.; костей и тряпья до 325,000 пуд.; разных товаров до 1.000,000 пуд.; лесных гонок до 1,200. Ценность всей клади, проходящей каналом к С.-Петербургу, простирается до 50.000,000 руб. сер.

По направлению от С.-Петербурга, а именно от Шлиссельбурга к Ладоге, Ладожским каналом проходит, ежегодно до 3,700 судов, с грузами: муки крупичатой, пшеничной, гречневой в других до 17,000 пуд.; крупы : манной, гречневой, ячневой и овсяной до 4,000 пуд.; масла  деревянного, льняного и конопляного до 35,000 пуд.; рыбного товара до 48,000 пуд.; москатильных и аптекарских товаров до 180,000 пуд.; бакалейного товара, фруктов и овощей до 430,000 пуд. ; виноградных вин и водок до 15,000 пуд.; табаку и сигар до 6,000 пуд.; юфти, кож и кожевенных изделий до 1,500 пуд.; поташа и шадрика до 10,000 пуд.; свеч: стеариновых и сальных до 3,000 пуд.; металлических изделий и машин до 75,000 пуд.; олова и свинца до 50,000 пуд.; галантерейных товаров до 2,000 пуд.; бумаги писчей, шпалерной, картузной и оберточной до 123,000 пуд.; снастей и рыболовных снарядов до 40,000 пуд.; стекол до 5,000 пуд.; глины, алебастра, извести, мела, изразцов, кирпича и разного камня до 8,000 пуд.; гарпиуса 10,000 пуд.; разных товаров до 1.000,000 пуд.

Ценность всей следующей каналом транзитной клади , по направлению от Шлиссельбурга к Ладоге, простирается ежегодно до 6.500,000 руб. сер.
Собственно с пристаней Ладожского канала ежегодно отправляется до 2,600 судов, с грузами: муки разной до 300,000 пуд.; ржи до 50,000; овса до 40,000; ячменя, гороха и разного хлеба до 45,000; рыбы свежей до 40,000 пуд., яиц куриных до 100,000 шт.; бакалейного и овощного товара до 3,000 пуд.; леса, теса, деревянных изделий и дров, на сумму до 400,000 руб.; плиты и извести до 500,000 пуд., сена и соломы до 500,000, разных товаров до 200,000 пуд.
Ценность всей клади, отправляемой с пристаней Ладожского канала, ежегодно простирается до 1.500,000 р. сер. В общей сложности, судоходное движение по Ладожскому каналу представляется в следующем виде:

Судов/Плотов/На руб. сер.

С судоходных систем входит в канал и направляется к С.-Петербургу: 18,000/1,200/50,000,000

Отправляется с пристаней: 2,600/-/1,500,000

Из С.-Петербурга следует через Ладожский канал, на системы Тихвинскую и Мариинскую: 3,700/-/6,500,000

Итого: 24,300/1,200/58,000,000

Из числа 24,300 судов не все переходят канал; часть их разгружается на самом канале, и именно до 570 судов, ежегодно, с товарами, преимущественно приходящими с систем: Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. На них грузов: муки крупчатой, пшеничной, ржаной, гороховой, гречневой и др. до 200,000 пуд.; крупы: манной, гречневой, ячной и овсяной до 100,000 пуд.; пшена до 9,000, пшеницы до 5,000, ржи до 12,000, ячменя, гороха и рази, хлеба до 30,000, соли до 6,000 пуд.; спирта и водок до 8,500 ведр.; чаю и кофе до 150 пуд., сахара и меда до 750, табаку до 1,400, юфти и кожевенных изделий до 800; сукна, шелковых, шерстяных, бумажных и других мануфактурных изделий до 6,800, холщевых изделий до 7,000, извести до 3,500, сена и соломы до 170,000, железных изделий до 10,000 пуд.; леса, теса и деревянных изделий на сумму до 200,000 руб. Ценность всей разгружаемой клади простирается ежегодно до 1.000,000 руб. сер. Вся вообще кладь, нагружаемая на Ладожском канале, подвозится гужем из окрестных селений, исключая клади, оставленной для зимовки, которая выгружается на верхние дамбы канала и, при наступлении весны, вновь нагружается.

Источник: Коммерческая Газета, №50 от 2 мая 1857 года. — С. 197-198 и №51 от 4 мая 1857 года. — С. 201-203. 

Комментарии к этой публикации закрыты.