Санкт-Петербургско-Новоладожская железная дорога.

«Биржевые Ведомости» в № 9-м сообщили следующее: «В среду, 12 января, в заседании комитета общества для содействия русской промышленности и торговле, обсуждался вопрос о сооружении железной дороги от Петербурга до Новой Ладоги. Соискателями концессии на эту линию явились: г. Растеряев и комп., с одной стороны, и г. Гарелин — с другой. Министерство путей сообщения препроводило «обществу содействия» проекты этих новых железнодорожных предпринимателей, с просьбою обсудить вопрос с точки зрения торгово-промышленной.

«Сущность проектов гг. Растеряева и Гарелина заключается в следующем. Они желают построить на свой счет и без гарантии правительства рельсовый путь, длиною до 138 верст, по направлению от Новой Ладоги, берегом Волхова до Старой Ладоги, к селу Путилову (месторождение и разработка каменной плиты), на село Ивановское, левым берегом Невы к Ижоре и Рыбацкому, на Обводный канал и, наконец, до слияния с путиловской железной дорогой, доходящей до петербургского морского канала. Предполагаемые грузы: плитняк из путиловских и других месторождений, кирпич с заводов, которые, как авторы проекта думают, тотчас же возникнут по сооружении петербурго-новоладожской железной дороги, строевой лес из района проектируемой линии, известь и срочные хлебные грузы, которые, как предполагается в проекте, дальше Новой Ладоги не пойдут водою, а будут перегружаться в этом пункте и по «чугунке» прямо направятся в петербургский морской канал для вывоза заграницу. В качестве обратного груза из Петербурга авторы проекта на первом месте ставят нечистоты Петербургского населения. Такого «малоценного груза», по проекту, ожидается ежегодно до 25.000,000 пудов, на сумму до 250,000 руб. Нечистоты будут перевозиться в особых «вагонах-бочках». Дорога, следовательно, обеспечена грузом; петербургское население получить здоровый воздух; наш городской бюджет освободится от излишнего расхода, — а дума от докучливых забот относительно улучшений систем канализации.

Валовой доход от пассажирского и товарного движения проектируемой линии должен составить в год 1.661,000 руб.

«В прениях, последовавших за чтением проектов, было между прочим, указано на полное отсутствие, в прочитанных данных финансовой стороны вопроса, ознакомление с которою было бы нелишне с точки зрения промышленности, т.е. тех заводчиков, которые, с открытием линии, начнут свою деятельность. Пример боровичской железной дороги, уже объявленной несостоятельною и, вследствие этого, поставившей роковой вопрос «быть или не быть» возникшим вдоль линии заводам, невольно порождает желание ознакомиться с теми обеспечениями, какие могут представить конценссионеры, если даже линия будет сооружена действительно без гарантии правительства.
«Тем не менее, на категорический запрос министерства путей сообщения; желательна ли, в видах интересов торговли и промышленности, новоладожская железнодорожная линия «общество содействия», конечно, не могло ответить иначе как: «да, желательна», о чем и постановило уведомить министерство».
С своей стороны, выражая сочувствие наше предположению о постройке железной дороги от Петербурга до Новой Ладоги и не вдаваясь вовсе в вопрос о состоятельности компаний, желающих предпринять эту постройку, мы смотрим на проектируемую дорогу трояко: в 1-х, как на Конкурента Ладожскому каналу и Неве, крайне слабого в годы слабого спроса русского хлеба и других грузов за границу и весьма деятельного и полезного в годы сильного спроса, во 2-х, как на подспорье для Мариинской системы, которая должна в непродолжительном времени ускорить в значительной степени доставку волжских грузов в Петербург и заграницу водою; и в 3-х, как на первое звено той железной дороги, которая, раньше или позже, должна быть сооружена из Петербурга в наш полузабытый Север. Все это достаточно обрисовывает будущность проектируемой дороги. Что касается вышеобъясненного расчета предпринимателей на грузы, то мы полагаем, что нечистоты городские не могут считаться «обратным» грузом, т.е. перевозимым за дешевую плату в возвращаемых вагонах. Если нечистоты будут вывозиться из Петербурга по железной дороге, то для успеха этой перевозки непременно потребуются, как и предположено, специальные вагоны, которые должны будут возвращаться в Петербурга большей частью порожнем; при этом условии перевозка может быть дешева только относительно нынешней стоимости вывоза нечистот из города, а не по величине тарифной ставки. Вообще же успех предприятия С.-Петербургско-Новоладожской железной дороги существенным образом будет зависеть от условий концессии; чем менее будет обременена дорога разными обязательными перевозками за уменьшенную плату и расходами — а обязывать ее этим казалось бы нет оснований — тем успех вероятнее.

Источник: Железнодорожное Дело №4 от 1883 г. — С. 59-60

Комментарии к этой публикации закрыты.