Раскопки развалин древнего храма Св. Великомученицы Екатерины, в восточном предместье г. Смоленска.

Строительный кирпич и пол храма.

Разнообразие встречаемого здесь строительного материала и другие признаки указывают, что, еще до разрушения, храм подвергался нескольким переделкам. Во всех частях здания встречаются кирпичи трех видов. Более древний кирпич, встречаемый в капитальных частях здания, представляет плитняк, со сторонами в 4 и 6 вершков; толщина плит в 1-1,25 вершка; кирпич этот примем за кирпич первой эпохи. На краях, или боках кирпича, встречаются различные выпуклые знаки: наклонные кресты, полукресты, знаки напоминающие римскую и арабскую нумерацию, набросанные как-бы нетвердою и едва грамотною рукой; но на кирпиче первой эпохи встречаются особенной формы знаки — кувшинообразные и стреловидные, каких по видимому не встречается на кирпичах других видов.

Значные кирпичи встречаются более на краях стенных арок, которые составлены из кирпичей в два ряда, лежащих ребром и примыкающих к капитальной стене. Знаки являются также кое где раскинутыми на стенах, но редко. Мнение, высказанное здесь некоторыми археологами, что божественные лики фресок рисованы были на кирпичах со знаками, мы не вполне разделяем; если представить, что при построении храма — кладка стен одно дело, — по окончании кладки, штукатурка стен — другое дело; потом живопись на стенах — третье дело; почему, например, каменщик знает, в каком месте в последствии живописец нарисует какую либо фигуру фрески, а работа штукатура совершенно разграничивает работы каменщика и живописца. Если в нишевой фреске Деисуса лики Спасителя и Иоанна Крестителя были помещены на значном кирпиче 2-й эпохи; то принять это за общее правило, было бы заключением от частного к общему. Подобные экземпляры для археолога более ценны, как экземпляры, вмещающие два разнородных археологических предмета. Кирпич другого рода представляет плитняк тех же размеров, но тоньше первого; его толщина 0,5-0,75 вершка: теперь еще трудно сказать, какие части здания этот кирпич характеризует. По видимому он принадлежит к какой-то переходной эпохе, а потому назовем его кирпичом 2-й эпохи; на нем так же встречаются краевые знаки. Последний или 3-й эпохи кирпич удлиненно тонкий; его размеры: длина 5,5-6 вершков, ширина 3-3,5 вершка, толщина 3/4 вершка. Об кирпиче этого рода можем сделать более определенные заключения: его краевые знаки  по преимуществу ряд наклонных крестов ХХХХ … Притом имеем причины думать, что он характеризует первую половину XVI века. В отношении кирпича 3-й эпохи, имеем раскопанными два замечательных места: 1) широкий проход из трапезы в храм переделан в более узкий боковой надделкой, и таким образом составилась западная, внутренняя дверь; вся боковая надделка состоит из кирпича 3-й эпохи; между надделкой и капитальной стеной явно осталась прежняя, — гладкая, белая штукатурка. Странно почему эта штукатурка была не отбита, чтобы надделка могла крепче пристать к капитальной стене; в этом видна как бы небрежность, или спешность работы. 2) Другое более важное место  представляют ниши в СЗ угле храма; здесь от пола в половину высоты ниш выведены заделки из кирпича 3-й эпохи; шов заделки и здесь оставил прежнюю штукатурку между кирпичом 1-й и 3-й эпохи. Заделки эти так характерны, что с другими признаками по ним легко прочесть историю храма, по крайней мере в последнее столетие его существования. Престол с пьедесталом  сложен из кирпича 3-й эпохи, без всякой примеси кирпичей других эпох.

Источник: Памятная книжка Смоленской губернии на 1870 год.

Комментарии к этой публикации закрыты.